Дорога – это тоже наука
Загорается зеленый сигнал светофора, и машины трогаются с места. Ты стоишь терпеливо на перекрестке ждешь, когда «зеленый человечек» позволит вступить тебе на «зебру» и пересечь проезжую часть. Система работает автоматически. А кто заложил алгоритм этой системы? Какая работа стоит за организацией транспортного процесса? С этими вопросами мы обратились к доценту кафедры автомобильного транспорта и транспортной инфраструктуры, кандидату технических наук О.С. Гасиловой.
– Ольга Сергеевна, дороги человек строил веками, неужели можно придумать что-то новое?
– Дороги тоже эволюционируют. Раньше две кареты могли столкнуться на одной дороге, повстречавшись в чистом поле. А сегодня, согласно статистике, более 60 процентов россиян имеют личный автомобиль. И каждый день они выезжают на дорогу, вливаясь в поток машин. И задача организаторов транспортного процесса сделать так, чтобы водителям, пешеходам было не только безопасно, но и комфортно добраться из точки А в точку Б. Не забывайте, город тоже живой организм, в нем ежедневно вводится новое жилье, торговые и бизнес-центры, появление которых также влияет на интенсивность потока. А дорожная сеть зачастую не может быть расширена. И вот тут уже все зависит от мастерства специалистов, которые и занимаются технологией транспортных процессов. И таких специалистов мы готовим в нашем университете.
– В этом году ваша кафедра набирает студентов на это направление?
– Да. У нас на очном отделении 20 бюджетных мест по профилю «Организация перевозок и безопасность движения». К нам идут абитуриенты, которые хотят разобраться, в чем заключается транспортный процесс, из чего он состоит и как его организовывать, чтобы движение было безопасным. И учась, студенты уже у нас активно практикуются, участвуя в проектах по организации движения.
– Правильно ли я понимаю, что в том числе на базе вашей кафедры закладываются будущие основы правил дорожного движения?
– Не совсем. Правила дорожного движения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Мы же занимаемся вопросами организации дорожного движения и обеспечения его безопасности.
Например, в рамках дипломного проекта студент может под руководством преподавателей провести эксперимент по изучению поведения водителей в потоке, на конкретных перекрестках. Одно из последних исследований – изучение поведения водителей на перекрестке Сибирского тракта, Базового переулка и улицы Комсомольской, где сейчас строится большая развязка.
Ребята выявили огромное количество нарушений правил дорожного движения, многие из которых спровоцированы не только неудобствами от строительных работ, но и неправильной работой светофоров, установленных дорожных знаков. Когда реконструкция длится месяц, наверное, можно к этому подойти терпимо, но, если стройка занимает больше года, подготовительная работа по организации должна быть проведена со всей ответственностью. Нужно понимать, куда развести потоки машин, как поставить знаки, как отрегулировать светофоры. Причем не только светофоры данного перекрестка, не исключено, что регулировка требуется на подъездных путях на предыдущих 3–5 перекрестках.
Наши студенты и преподаватели выходят на конкретные участки улично-дорожной сети, для того чтобы разобраться в том, что сейчас происходит в дорожном движении, и предлагают свои варианты организации. После чего мы обращаемся в государственные структуры, чтобы обсудить и внедрить наши предложения, если они показывают свою эффективность и число ДТП уменьшается.
– Но это же работа на конкретных участках дороги, а как это может отражаться на всей транспортной сети?
– А это уже комплексные исследования. Например, изучение поведения водителей в транспортном потоке. Оно в каждом городе в конкретных ситуациях может быть разным, но все равно будут элементы поведения, схожие для всех водителей. Возьмем, например, поведение водителей на перекрестке с круговым движением с несколькими полосами. Здесь можно посмотреть, как водители перестраиваются, как правильно выбирают им нужную полосу. А дальше в ходе наблюдения мы обнаруживаем, что на круговых перекрестках аварии зачастую возникают по причине перестроения, когда водитель изначально занял неправильную полосу.
Когда причина определена, начинается работа по выработке предложений, что позволит избежать ДТП – установка новых или дополнительных знаков, нанесение другой разметки, изменение скоростного режима и т.д.
Если тема оказывается актуальной и в какой-то степени глобальной, то это уже работа на уровне серьезных научных исследований, которые строятся на закономерностях, высчитываются формулами и так далее. Такие работы становятся уже основой не только для научных статей, но и для написания кандидатских и докторских диссертаций.
Мы напрямую работаем с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, с городским и областным ГИБДД. Выходим со своими предложениями, обсуждаем и внедряем новые решения.
Такие работы ведутся не только в Екатеринбурге, но и в других городах. И главное, в каждом проекте у нас участвуют студенты, которые постоянно вместе с теорией получают возможность тут же проверить знания на практике.