Строго говоря, не только с него. Современником Иоахима Патинира (около 1480 – 1524) был немец Альбрехт Альтдорфер. Порой между ними есть, кажется, очевидные переклички. Например, сравните «Битву Александра Македонского с Дарием» Альтдорфера и патинировскую «Битву при Павии» – тот же взгляд на события сверху, отстраненный и пристальный.
И в этом Патинир похож не только на современника, но и на последователя – великого Брейгеля-старшего. Продолжая ряд битв, можно вспомнить и брейгелевское «Самоубийство Саула». Да и в целом излюбленный прием Брейгеля – растворение главных героев картины в толпе или пейзаже – Патиниру близок.
Брейгелевского уровня он не достиг, но создал ряд замечательных работ. И получил широкое признание при жизни – фламандца сравнивали с ван Эйком и ван дер Вейденом, а Дюрер, с которым художник познакомился в 1521 году, писал о нем как о «хорошем пейзажисте».
Картины Патинира для своего времени действительно были новаторскими – он изображал атмосферные эффекты в цветовом спектре от чистейшей лазури до ослепительного белого сияния горизонта, это говорит об интересе художника к особенностям живого, реального пейзажа. Мне кажется, лучшая его работа, - написанное в последние годы «Крещение Христа» с его сильными фигурами и мрачноватым пейзажным фоном.
А что вам понравилось больше?