Найти тему
Две империи

Камень ученого

Ми Фу кланяется камню. Художник Го Сюй (1456–1529). ▶ Ми Фу (1051-1107) был китайским художником, поэтом и каллиграфом, он был помешан на камнях с озера Тай. Он верил, что у них есть душа, и выражал им свое почтение.
Ми Фу кланяется камню. Художник Го Сюй (1456–1529). ▶ Ми Фу (1051-1107) был китайским художником, поэтом и каллиграфом, он был помешан на камнях с озера Тай. Он верил, что у них есть душа, и выражал им свое почтение.

Довольно часто в работах китайских художников встречается необычного вида предмет, который несмотря на свой футуристический вид органично вписывается в сюжет картины. На самом деле это обычный камень - известняк, который встречается в природе и выглядит именно так как его изображают живописцы.

Свою причудливую форму камни приобретают в течении десятков, а то и сотен лет, лёжа где-нибудь на дне озера или на берегу, где под воздействием воды происходит неравномерное разрушение, или как говорят геологи выщелачивание.

Только очень богатые люди могли позволить себе такие камни, ведь стоила этакая красота огромных денег. Они настолько завладели умами людей, что их стали называть Гунши 供石 - камень ученого или камень для созерцания. Им поклонялись, посвящали стихи, рисовали и даже в 843 году один очень известный поэт Бо Цзюйи́ (772-846) написал целый трактат "Хроники камня Тайху", в котором описал методы добычи камня, их оценки, классификацию и т.д.

Гунши это общее название всех подобных камней, они еще делятся на множество типов и называются по местности, в которой их добывают; наиболее известные камни из Линби (Лингбиши, 灵璧石), Индэ (Индеши, 英文石) и камни из озера Тайху (Тайхуши, 太文石).

Ну конечно китайцы не были китайцами, если бы и тут не сообразили, как можно добыть гунши, но намного дешевле. Они попросту брали глыбы известняка, где-то подпилили, где-то просверлили и бросали в озеро, которое сразу же принималось за работу, и вот, уже через пару десятков лет готов очередной камень для созерцаний. Ждать приходилось долго, но результат того стоил.

Конечно же с развитием технологий люди научились вытравливать фигурные камни гораздо быстрее. Поэтому сегодня они стали гораздо доступней. И пусть это не настоящий Тайхуши или Индеши, он будет всё равно красивым и будет долгие годы радовать своего хозяина.

Чжао Цзи (宋徽宗, 1082—1135) — восьмой император династии Сун, художник, каллиграф, музыкант, мастер чайной церемонии.
Чжао Цзи (宋徽宗, 1082—1135) — восьмой император династии Сун, художник, каллиграф, музыкант, мастер чайной церемонии.
Чжао Чан (赵昌, кон. X в. — нач. XI в.)
Чжао Чан (赵昌, кон. X в. — нач. XI в.)
Гу Ань (顾安, ок. 1289– после 1365)
Гу Ань (顾安, ок. 1289– после 1365)
Ван Мэн (王蒙, ок.1308 — 1385) — китайский художник и поэт, один из «Четырёх великих мастеров эпохи Юань»
Ван Мэн (王蒙, ок.1308 — 1385) — китайский художник и поэт, один из «Четырёх великих мастеров эпохи Юань»
Чжан Сюнь, (张逊, родился около 1302 года н.э.)
Чжан Сюнь, (张逊, родился около 1302 года н.э.)
Чжу Дэжунь (朱德润, 1294-1365)
Чжу Дэжунь (朱德润, 1294-1365)
Ми Ваньчжун (米万钟, 1570-1628)
Ми Ваньчжун (米万钟, 1570-1628)
Ван Дуо (王铎, 1592-1652)
Ван Дуо (王铎, 1592-1652)
Лан Ин (蓝瑛, 1585-1666)
Лан Ин (蓝瑛, 1585-1666)
Чэнь Чунь  (陈淳, 1159-1223)
Чэнь Чунь (陈淳, 1159-1223)
Чэнь Чунь  (陈淳, 1159-1223)
Чэнь Чунь (陈淳, 1159-1223)
У Бинь (吴斌, 16-17 века)
У Бинь (吴斌, 16-17 века)
Камень долголетия. Хуан Биньхун (黄宾虹,  1865-1955)
Камень долголетия. Хуан Биньхун (黄宾虹, 1865-1955)
Лю Дан (刘丹, 2013г.)
Лю Дан (刘丹, 2013г.)