Найти тему
КИНОФАРВАТЕР

Насколько был популярен Новый Голливуд и почему. Независимый кинематограф и студийные тяжеловесы. Часть 3.

Оглавление

Для тех, кто не читал вторую часть, то милости просим сюда, а затем обратно.

Режиссёр: Тоуб Хупер. 1974. США.
Режиссёр: Тоуб Хупер. 1974. США.

Появились режиссёры, которые не переосмысливали, а наоборот педалировали на правилах жанра, как Сэм Пэкинпа делал с вестернами. Тоуб Хупер буквально взял на вооружение этот принцип и возвёл до кровавого абсурда жанр фильма ужасов в картине "Техасская резня бензопилой", чуть позже его примеру последовал Карпентер с фильмом "Хэллоуин". Эти слэшеры сейчас покажутся клишированными, но именно они задали тон всем последующим фильмам ужаса. Новаторские произведения, ставшие впоследствии классикой, которые до сих пор остаются самыми прибыльными независимыми картинами, изначально снятые за смехотворные деньги.

Скорее всего из-за обилия смелых кинолент нового течения, готовых показать или обсудить любую тему, американский независимый кинематограф, никак не связанный с Голливудом, не был чем-то вызывающим и из ряда вон выходящим, даже если это было "Техасская резня".

Режиссёр: Джон Уотерс. 1972. США.
Режиссёр: Джон Уотерс. 1972. США.

Несмотря на рождение нового трансгрессивного искусства, направленного на сознательное чувство омерзения, эта волна была одной из и сильно на фоне свободы и вседозволенности Нового Голливуда не выделялось. Даже если это был фильм "Розовый Фламинго", где в главной роли был трансвестит дрэг-квин и откровенно демонстрировались сцены инцеста, гомосексуализма, насилия над животными, каннибализма и копрофилии. Сам режиссёр позиционировал фильм, как гротескную комедию. Нью-Йорк Мэгэзин назвал его самым близким к фильму Бунюэля "Андалузский Пёс". Уотерс сделает три подобных киноленты и так и назовёт это — трилогия трэша, а через 18 лет после выхода этого фильма удивит всех массовым мюзиклом "Плакса", где все свои старые приёмы завуалирует для неосведомлённой публики, будь то ярко сексуализированный слэнг и гомосексуальные символы, или целая музыкальная сцена в стиле glory Hole, поджанр порно.

Режиссёр: Терренс Малик. 1973. США.
Режиссёр: Терренс Малик. 1973. США.

Были и адекватные жанровому кино подобие американского независимого кинематографа. Среди них Джон Кассаветис, начинавший ещё в 50-х и, оказавший влияние на французскую новую волну, во что довольно сложно поверить, но является правдой.

Был и вундеркинд Терренс Малик, который за короткий промежуток существования Нового Голливуда уже решает снять свой ответ "Бонни и Клайду", взяв другой реальный криминальный сюжет. Только если Бонни и Клайд не могли без социума, то герои Мартина Шина и Сиси Спейсек, наоборот хотели от него сбежать. Кто же виноват, что их находят и приходится защищаться?

В отличии от Джона Уотерса, Терренс Малик станет крайне успешным и уже в середине 70-х Берт Шнайдер позовёт его снимать фильм "Дни Жатвы", который назовут одним из самых красивых в истории Кино.

После "Изгоняющего Дьявола" эффект кинодебюта Дэвида Линча "Голова-ластик", сработал не так сильно, хотя и не перестал быть от этого менее значимым. Авторы подобных картин будь то Джон Уотерс или Дэвид Линч жаждали свободы творчества и расширения рамок возможного. Для них само воплощение идеи важнее этой идеи, потому что без её реализации, она не имеет смысла. Именно после 70-х оковы жанровости и цензуры падут окончательно.

Режиссёр: Джордж Лукас. США. 1973.
Режиссёр: Джордж Лукас. США. 1973.

В книге "Беспечные Ездоки и Бешенные Быки" есть отдельная глава, посвященная Фрэнсису Форду Коппола и называется она "Человек, который был королём". Коппола уже имел Оскар за сценарий к фильму "Паттон". Ещё до этого триумфа, он основывает свою кинокомпанию Американ Зоотроп и уже здесь в нём просыпается продюсерская жилка, хотя режиссёрская фильмография не была столь выдающейся. "Люди Дождя" не принесли желаемого результата тогда, когда он убеждал Уорнер Брозерс, что режиссёров, фильмов и сценариев а-ля "Беспечный Ездок" у него хоть отбавляй.

Тогда же по его протекции Уорнеры взяли проект Джорджа Лукаса, но, увы, его режиссёрский авангардный дебют "THX 1138", как и "Люди Дождя" Копполы провалились в прокате, хотя и были отмечены критиками, особенно проект Лукаса и именно поэтому был дан ещё один шанс в ходе которого бывший бриолинщик снимает "Американское Граффити" и при бюджете в 700 тысяч долларов, зарабатывает все 115 миллионов.

Лукас буквально сказал этим фильмом после провала предыдущего "думаете я не могу снять успешный коммерческий фильм" и словно эхом заиграл Билл Хейли на вступительных титрах. Такой же бессюжетный, но при этом авторский и невероятно тонкий фильм, где как и в "THX 1138" использовались методы документальной съёмки, что неслучайно, потому что Лукас в первую очередь хотел быть документалистом. И если в научной фантастике всё ограничивалось статичным изображением, будто с камеры наблюдения, то в "Американском Граффити" было всё, чтобы сделать из фильма документ эпохи и воссоздать культ времени: непрофессиональные актёры, музыка, одежда и машины того периода, съёмка с двух камер, дабы запечатлеть больше живых реакций и сэкономить производственное время и бессюжетность, в которой показывался быт и молодость любого подростка, коим недавно был сам Джордж Лукас.

Помимо этого, сценарно фильм вторит той самой ностальгии, которая в отличии от меланхоличного "Последнего Киносеанса" здесь снята в цвете. Лукас недаром берёт 62-ой год и даже слоганом фильма акцентирует на этом внимание, задавая прямой вопрос:"А где был ты в 62-ом?" — и ответ очевиден. На танцах с девчонкой, где играла их любимая музыка. Для Лукаса принципиально важен 62-ой, а не 63-ий год, потому что ещё жив Кеннеди, нет войны во Вьётнаме, а Битлз не приехали в Америку, знаменовав британское вторжение в американских чартах. И тем сильнее работает эффект ностальгии, хотя прошло всего-то десять лет.

Но это был 1973 год, а уже в 72-ом именно Коппола первым реабилитировался, как режиссёр и создал предтечу блокбастерам, коим уже через год станет "Изгоняющий Дьявола". Титан Нового Голливуда сделал предложение, от которого нельзя было отказаться.

Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола. 1972. США.
Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола. 1972. США.

"Крёстный Отец", не только лучший фильм Нового Голливуда, но и один из лучших в истории Кино. Настольная книга для тех, кто снимает фильмы. Эталон качества: съемки, игры актеров, работы со сценарием, кастинга, музыки и идеальной режиссуры. Почти все аспекты этой картины можно было бы разложить по отдельности и посвятить этому отдельную книгу. Будь то нуарные тени и приглушенное освещение или семейный быт людей, которые только что убили человека, но не забывают взять канноли к столу, потому что жена попросила.

Насилие повышало уровень градуса в сценах, где они, словно простые люди сидят и едят за столом, говорят о традиционных семейных ценностях, а в день свадьбы дочери на фоне торжества, крёстный отец решает, кто пойдёт на дело. И так бесконечно можно разбирать каждую сцену, а иногда и каждый кадр фильма. Изначально картина рассказывала о путешествии из света во тьму, когда ветеран второй мировой войны, наотрез отказывавшийся быть частью семейного бизнеса, становится во главе и отдается власти, которой еще недавно гнушался.

Сейчас чуть ли не со смехом вспоминаешь, что новоявленный режиссер — Фрэнсис Форд Коппола, делал всё поперек указам студии, которая была против никому неизвестного, плохо играющего Аль Пачино, забытого в 50-х Брандо, и вообще очень мрачного тона фильма, который в итоге выиграл главный Оскар и считается эталонным шедевром "Нового Голливуда". При бюджете в 7 миллионов долларов он собрал больше 250.

Коппола в принципе создал лучшие свои фильмы именно в 70-х, когда после двух частей "Крёстного Отца" на фоне уотергейтского скандала он выпускает фильм "Разговор", столь похожий на "Фотоувеличение" Антониони. Только если у него фотограф случайно запечатлел убийство и это просто фактическая данность, то у Копполы герой Джина Хэкмана записывает чужой разговор в ходе которого понимает, что кого-то убьют и он не хочет быть соучастником убийства.

"Апокалипсис Сегодня" можно считать шедевром главного режиссёра Нового Голливуда.
В эту эпоху вышло много антивоенных фильмов, (Возвращение Домой) будь то картина уже упомянутого Хэла Эшби "
Возвращение Домой", рассказывающее об инвалиде вернувшегося с войны, либо кинополотно Майкла Чимино "Охотник на Оленей", где показывалось пребывание человека до, во время и после войны. Но все эти фильмы имели четкий артикулированный нарратив в своей антивоенной позиции, тогда как "Апокалипсис Сегодня" говорит об антивоенном высказывании в момент, когда говорить уже поздно. Когда из-за шума бомб и напалма никто уже ничего не слышит и между вспышек ракет в кромешную тьму можно уловить одну фразу, которая полностью характеризует войну и весь человеческий мрак, из-за которого война и начинается, всего одно слово.

"Ужас... Ужас..."
Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола. 1979. США.
Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола. 1979. США.

Вообще Новому Голливуду свойственно переосмысление или пренебрежение жанрового кино. Если французская новая волна и любое авторское кино как раз делает безжанровые картины, то Американские фильмы того времени сознательно хватаются за конкретный жанр, но при этом остаются авторским высказыванием.

Так Роберт Олтман берёт вестерн и использует его просто в качестве антуража и атмосферы. Тоже самое и военный фильм, где война во Вьетнаме всего лишь, фон на котором Коппола рисует ужас человеческой сущности, вскрывая всё самое плохое, что только может быть в человеке. Черный фон для тайного зла, которое сидит в нём и ждет повода, чтобы выйти наружу. А война — это очень хороший повод для этого. Лучше и точнее самого Копполы, никто ещё не описал его же фильм, когда он получал за него Золотую Пальмовую Ветвь.

"Мой фильм не о Вьетнаме. Он и есть Вьетнам"

В 70-е мировой кинематограф вышел на новый уровень за счёт только одного десятилетия и, казалось, что это будет длиться вечно. До тех пор пока не случилось нечто, что уже во второй раз изменило кино в рамках одного течения, а паралелльно лучшие режиссёры этого направления начали снимать свои последние фильмы...

______________________________

Вуди Аллен негодует...
Вуди Аллен негодует...

А какие фильмы Нового Голливуда любите Вы? Пишите в комментариях и оставляйте свои голливудские лайки.
Не забудьте подписаться. Всем добра и здоровья!