Найти тему
Строительный мир

Московский Иордан: крупная столичная река, исчезнувшая с карты города

Оглавление

По этой столичной реке некогда ходили суда. Она являлась одной из самых заметных водных артерий Москвы, которую, благодаря ее большому пруду, несложно было найти на карте города. Однако со временем водоем исчез и сегодня о нем практически ничего не напоминает.

Хапиловка – крупная река на карте Москвы

Из книги «Москва». — Издание Товарищества скоропечати А. А. Левинсон. — 1913. — С. 22:

«По описаниям иностранцев, посещавших Москву, город представлял красивое зрелище: масса зелени, прудов и рек живописно перемешивались с деревянными строениями. Кроме довольно полноводной в то время Москвы-реки город перерезали следующие реки: Хапиловка, Синичка, Кабанка, Чечора, Неглинка и Притока или Самотека».
© public domain (Р. Хапиловка и одноименный пруд на карте Москвы 1853 г.)
© public domain (Р. Хапиловка и одноименный пруд на карте Москвы 1853 г.)

Первая из перечисленных некогда была главным притоком Яузы. По ней вплоть до 20 столетия ходил речной транспорт. Самые ранние упоминания о Хапиловке, образуемой слиянием Сосенки и Серебрянки, встречаются в документах XVII в. Во времена Павла I от реки планировали избавиться, однако успели осушить лишь один из ее прудов — сегодня на этом месте расположена площадь Журавлева. Монарх тогда задумал благоустроить набережную Яузы, но в полной мере претворить эти планы в жизнь ему не удалось.

Столичный Иордан

Река стала особым местом для федосеевцев, известных также под именем старопоморцы — одно из направлений старообрядцев-беспоповцев, отличающихся строгим аскетизмом. Как отмечал в 1884 году один из авторов журнала «Исторический вестник», Хапиловка стала для верующих Иорданом, где они перекрещивали желавших перейти к ним.

© public domain (Хапиловский пруд, 1887 г.)
© public domain (Хапиловский пруд, 1887 г.)

Река и ее одноименный пруд в целом являлись излюбленным местом для многих горожан, которым нравилось здесь купаться, ловить рыбу, а иногда устраивать разного рода забавы, включая кулачные бои. Правда, со временем из-за деятельности местных предприятий вода в водоеме становилась все грязнее.

Н. Навалихин. Современное обозрение: О чем мы думаем? // Дело. — СПб., 1871. — №6 (июнь). — С. 3 (151):

«В речку Хапиловку стекала очень зловонная вода из того места, где производится варка клея и где находится отхожие места, около аппаратного корпуса. По химическим и микроскопическим исследованиям воды хапиловского пруда оказалось, что вода для питья не годится, так как изобилует микроскопическими животными и растениями».

От расширения к осушению

У советского правительства в отношении Хапиловки были особые намерения, о чем свидетельствует Генплан Москвы 1935 года — реку и водоем планировали расширить. Но проект не осуществили.

© public domain (Генеральный план реконструкции Москвы, 1935 г.)
© public domain (Генеральный план реконструкции Москвы, 1935 г.)

А. Ф. Родин. Сокольнический район // Строительство Москвы. — М., 1938. — №17 (сентябрь). — С. 29:

«Водные пространства в районе увеличатся с 26,8 Га до 73 Га за счет расширения Яузы и обводнения Восточным каналом прудов на реках Сосенки и Хапиловке».

А. Ф. Родин. Сталинский район // Строительство Москвы. — М., 1938. — №18 (сентябрь). — С. 29:

«На новом плане района реки Яуза и Серебрянка, Измайловский (Серебряный) и Хапиловский пруды представлены водоемами с большим водным зеркалом — они обводняются при посредстве канала Москва – Волга».

П. И. Голденберг, Л. С. Аксельрод. Набережные Москвы: Архитектура и конструкция. — 1 М., 1940. — С. 95:

«Притоки левобережья Яузы (Серебрянка, Черкизовский, Хапиловский, Измайловский пруды) будут обводнены впоследствии из запроектированной восточной ветви канала Москва – Волга или из водопроводного канала к Сталинской станции».

Основную часть Хапиловского пруда осушили к середине столетия (относительно этого в источниках встречаются самый разные даты), а в 1960-х засыпали и его остатки. В свою очередь Преображенский и Измайловский вал соединили с помощью моста. Саму же реку протяженностью менее 3 км решили «спрятать» — в 1970-х ее заключили в подземный коллектор. С тех пор на поверхности о ней уже почти ничего не напоминает.