Найти тему
Строительный мир

Его называли технологическим чудом: когда и зачем построили Августовский канал

Оглавление

Появление этого уникального для своего времени объекта, а ныне памятника гидротехнического зодчества, связано с установлением Пруссией в 1821-м слишком высоких пошлин на перевозку грузов в балтийские порты. Для торговцев Царства Польского, входящего тогда в состав Российской империи, подобный шаг практически блокировал выход к морю.

© public domain ("Карта Царства Польского, приобретенного к Российской империи в 1815 году", СПб., 1815 г.)
© public domain ("Карта Царства Польского, приобретенного к Российской империи в 1815 году", СПб., 1815 г.)

Решить проблему транзита

С целью решения проблемы было предложено создать обводной канал в обход прусской территории. Но затем решили масштабировать проект, проложив водный путь длиной в несколько сот километров. Причем сама по себе идея была не нова — озвучивали ее и раньше, но до реализации дело не доходило. По задумке, из Вислы через Неман, Дубиссу и Венту суда попадали бы в Виндаву (Вентспилс).

Сборник императорского Русского исторического общества. — Т.98. — СПб., 1896. — С. 609:

«Река Висла, главнейший путь сбыта хлеба из Царства Польского, впадая в море в прусских владениях, ставить Царство в отношении уплаты транзитных пошлин на провоз хлеба, в совершенную зависимость прусских тарифов… Был проект о соединении Вислы, Буга и Немана с Виндавским портом на Балтийском море, посредством двух каналов: Августовского в Царстве Польском и Виндавского в Империи».
© public domain (План Августовского канала, созданный после завершения строительства в 1840-х гг.)
© public domain (План Августовского канала, созданный после завершения строительства в 1840-х гг.)

Инициатива нашла поддержку в правительственных кругах, и в 1822-м были проведены детальные исследования вдоль трассы будущего канала — более чем на 500 листах составлены соответствующие чертежи, одобренные позднее специальной комиссией в Санкт-Петербурге.

После того как император Александр I сказал свое слово в пользу представленного проекта, перешли непосредственно к земляным работам. Относительно хронологии в литературе можно встретить противоречивую информацию. Однако наиболее ранние источники, относящиеся к первой половине XIX в., указывают, как правило, на 1824-й, как год начала строительства.

Описание всех каналов, прокопанных или только проектированных когда-либо в России // Отечественные записки. — СПб., 1843. — С. 6:

«Проект составлялся постепенно, как видно по актам... Приводить в исполнение начали его только в 1824».
© wikipedia.org (Августовский канал с указанием шлюзов на современной карте)
© wikipedia.org (Августовский канал с указанием шлюзов на современной карте)

Специально под проект был возведен ряд предприятий по производству строительных материалов. На одном из них разработали новую марку гидротехнического цемента, который впервые начали производить в промышленных масштабах.

Технологическое чудо

Работы первое время шли опережающими темпами, в пиковый период было задействовано до 7 тыс. человек. В 1830-м из-за польского восстания проект пришлось на время остановить, но после нормализации обстановки в регионе, его реализация продолжилась. К этому моменту частично по искусственному водному пути уже осуществлялось судоходство. Официально работы завершили в 1839-м.

© Dainava / CC BY-SA 4.0 (Августовский канал, 2016 г. Вид на нижнюю камеру шлюза Панево)
© Dainava / CC BY-SA 4.0 (Августовский канал, 2016 г. Вид на нижнюю камеру шлюза Панево)

Журнал Министерства внутренних дел. — СПб., 1836. — №3. — С. 580:

«Сей канал, текущий в Воеводстве Августовском, известен под названием Августовского канала; посредством оного суда грузовые переходят безостановочно из вод Вислинских в Неманские, и могут вниз по Неману достигать моря Балтийского».

По количеству сооружений канал протяженностью 101,2 км на тот период стал, действительно, уникальным. Его называли технологическим чудом. Ничего подобного в Европе в таких масштабах еще не реализовывали. Было построено 18 шлюзов и свыше 20 водопропускных плотин шириной от 1,6 до 18,5 м (сегодня их 29; некоторые появились в 1900-х), регулирующих сток воды; 14 мостов и ряд другой сопутствующей инфраструктуры.

© public domain (План искусственной часть Августовского канала, конец XIX в.)
© public domain (План искусственной часть Августовского канала, конец XIX в.)

При реализации проекта применяли передовые для тех лет технологии. Стены канала для надежности «сажали» на сосновые сваи диаметром 40 см. Дно, в зависимости от особенностей грунта, делали из бетона или древесины. Шлюзы, возводимые из валунов и булыжников, облицовывали красным кирпичом. А для изготовления ворот шлюзовых камер использовали дубовую древесину и железные оковы.

С целью усиления берега высаживались деревья, которые служили и защитой от ветра. Некоторые шлюзы особенно выделяются на фоне других аналогичных сооружений. Подобное можно сказать о 4-х камерном шлюзе Немново, где перепад высоты составляет около 10 м.

© Андрей Дыбовский / CC BY-SA 3.0 (Слева – шлюз Немново. Справа – шлюз Домбровка)
© Андрей Дыбовский / CC BY-SA 3.0 (Слева – шлюз Немново. Справа – шлюз Домбровка)

Отказ от масштабного проекта

Задумка была реализована не полностью. Да и необходимости в воплощении первоначальных планов уже не было, так как проблемы с транзитом через Пруссию к этому моменту давно решились, а развитие железнодорожного транспорта заставило власти пересмотреть некоторые гидротехнические проекты. Коснулось это и Виндавского канала, который и задумывался совместно с Августовским, как часть единого судоходного маршрута.

Описание всех каналов, прокопанных или только проектированных когда-либо в России // Отечественные записки. — СПб., 1843. — С. 6-7:

«Виндавсий канал начат был тогда же, в 1824 г.; но теперь все работы там остановлены, и, вместо его, предполагается устроить железную дорогу между Юрбургом и Либавою; она доставит те же выгоды торговле, какие можно было ожидать и от канала».

По нему ходили «Берлины»

В результате Августовский канал использовался, как правило, для транспортировки древесины — по нему ходили так называемые баржи «Берлины», которые против течения по специально оборудованным буксирным дорогам шириной 4 м вели при помощи лошадей или бурлаков.

Статистических сведений раннего периода эксплуатации сохранилось мало. Например, известно, что в 1836-м по каналу прошло 400 судов; было сплавлено около 3,5 тыс. бревен; также транспортировались соль, хлеб, сено, кирпич, уголь, мануфактурные изделия…

© Dainava / CC BY-SA 3.0 (Шлюз Борки, 2014 г.)
© Dainava / CC BY-SA 3.0 (Шлюз Борки, 2014 г.)

Сообщение между реками Вислою и Неманом // Обозрение главных водяных сообщений в России. — СПб., 1841. — С. 38-39, включая сноску на с. 39:

«Река Висла сообщается с Неманом посредством Августовского канала, который из речки Черноганжи, впадающей в Неман, проходит в р. Нетту, принадлежащую вместе с pp. Бобром и Наревом к системе р. Вислы. К наполнению обеих ветвей канала служат большие и малые озера; а гидротехнические сооружения оного состоят собственно из соединительного и некоторых обводных каналов, из многих исправлений речного ложа и значительного количества шлюзов. Этот судоходный путь приноровлен для небольших лодок, называемых берлинками, поднимающих от 1.500 до 2.000 пуд. груза… Берлинки замечательны по своей простой конструкции и легкости на ходу; они имеют от 140 до 144 фут. длины, от 18 до 17 фут. ширины».
© Dainava / CC BY-SA 3.0 (Шлюз Белобжеги, 2014 г.)
© Dainava / CC BY-SA 3.0 (Шлюз Белобжеги, 2014 г.)

Канал как туристический объект

Учитывая, что объект потерял свое экономическое значение еще в процессе строительства, стали поступать предложения об организации по нему туристического маршрута. Первые соответствующие проекты появились в середине XIX в., но из-за нестабильной обстановки на западе империи идею пришлось отложить до лучших времен.

Вплоть до начала нового столетия подобные инициативы не находили особой поддержки, и канал в принципе стал неинтересен властям. Тем не менее в 1900-х была проведена реконструкция и организованы пешие, конные и водные экскурсии.

© Pudelek (Marcin Szala) / CC BY-SA 3.0 (Шлюз Кужинец – белорусско-польская государственная граница)
© Pudelek (Marcin Szala) / CC BY-SA 3.0 (Шлюз Кужинец – белорусско-польская государственная граница)

В Первую и Вторую мировые войны объект серьезно пострадал. После восстановительных работ в 1920-м его открыли для посещения; тогда же напечатали первый путеводитель. То же самое случилось и во второй половине 1940-х. Правда, лишь на польской стороне. На территории Белоруссии гидротехническое сооружение ждало своего часа вплоть до 2000-х, когда были развернуты реставрационные работы. В 2005-м открыли Международный речной пункт пропуска Лесная – Рудовка.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  1. Ambrosiewicz M. Projektowany park kulturowy Kanału Augustowskiego // Biuletyn Konserwatorski Województwa Podlaskiego. — Warszawa, 2000. — S. 153-166
  2. Журнал Министерства государственных имуществ. — СПб., 1843. — №4 (июль-август). — С. 56-57
  3. Журнал Министерства внутренних дел. — СПб., 1836. — №3. — С. 580
  4. Обозрение главных водяных сообщений в России. — СПб., 1841. — С. 38-40
  5. Отечественные записки. — СПб., 1843. — Т.29. — №7-8. — С. 6-7
  6. Полудень Е. Г. Августовский канал: проблемы и перспективы развития // Вестник АГУ. — Адыгея, 2016. — №2(179). — С. 121-125
  7. Романова О. С., Широкова В. А., Озерова Н. А., Чеснов В. М. Августовский канал: к истории создания // Фундаментальные исследования. — Пенза, 2014. — №9 (часть 8) — С. 1760-1764
  8. Сборник императорского Русского исторического общества. — Т.98. — СПб., 1896. — С. 609
Судоходный канал в обход территориальных вод России: Польша завершает свой масштабный проект
Строительный мир10 июля 2022