Найти тему

Размышления о сюжете и бессюжетности

Оглавление

Нередко можно слышать вопрос: «А бессюжетные произведения — это какие?» И правда, есть выражения «слабый сюжет», «непродуманный сюжет», а то и вовсе его нет. Чтобы понять, какие произведения можно назвать бессюжетными, стоит разобраться в том, что такое сюжет. «Кто же не знает?» — удивитесь вы. Ну, вот большинство современных авторов и не знают. Точнее, понимают, но, скорее, интуитивно. Я часто сталкиваюсь с явлением, когда самые расхожие понятия имеют самые туманные определения. Сюжет в их числе

Что такое сюжет

Определений этого термина много, начиная с того, что само слово «сюжет» переводится, как «предмет повествования». То есть, получается, если я рассказываю, например, о Васе Иванове, то он и есть сюжет? Наверное, нет. В некоторых определениях сюжетом называют основные эпизоды повествования, в других — основные события, в третьих — последовательность сцен. Я все определения здесь приводить не буду, но, собрав их в кучу, можно выделить три главных фактора, определяющих наличие сюжета в литературном произведении.

  1. Описание событий, то есть каких-то происшествий, случаев, ситуаций, в которых принимают участие персонажи произведения. Значит, в произведении должно что-то происходить, должно быть движение, изменение. Вот философское эссе этого не имеет, потому и не предполагает сюжета. Хотя он тоже там может быть, но необязателен. А вот в рассказе уже обязателен.
  2. События излагаются последовательно, то есть мы видим не только динамику, но и логику развития событийного ряда. Например, зарождение конфликта, обострение ситуации, кульминация конфликта, разрешение конфликта. Обычно такое расположение событий в сюжете называют композицией, которая в классическом виде состоит из трёх частей: завязки, кульминации и развязки. Это так называемая сюжетная арка. Если события в тексте произведения не выстраиваются в эту сюжетную арку, то наличие сюжета вызывает сомнение.
  3. События в сюжете взаимосвязаны, они не существуют сами по себе, независимо друг от друга. Если какое-то событие просто описывается ради него самого, а с другими оно никак не связано, то стоит себе задать вопросы: «Нужно ли оно в произведении?» «Какую роль оно играет?» А если таких событий, никак с другими несвязанных, в тексте много, то можно говорить о его бессюжетности, так как в нём нет связности или, по-научному, когерентности.
-2

Типы сюжетов

Характер связи между событиями позволяет выделить два типа сюжетов: хроникальные или центробежные и концентрические или центростремительные.

Хроникальные реализовать проще, поэтому они встречаются чаще. В них события выстраиваются в хронологической последовательности и связь между ними временна́я. События, происходящие одно за другим, могут не иметь логической связи. Например, человек утром встал, выпил кофе и пошёл на работу, запнулся и сломал руку. Никакой логической связи между тем, что он выпил кофе и сломал руку нет.

Хроникальные сюжеты характерны для романов-хроник, в которых отсутствует центральный, главный конфликт. Это не значит, что там нет конфликтов, есть, конечно, иначе, о чём писать тогда? Но это локальные конфликты, которые возникают и разрешаются, уступив место другим противоречиям. К романам с хроникальными сюжетами можно отнести «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Кстати, приключенческие романы такого типа тоже есть, в них сюжет напоминает серию квестов, которые почти никак друг с другом не связаны логически. Героям надо попасть из точки «А» в точку «Б», вот они двигаются в этом направлении и периодически как-то «приключаются». При этом герои могут меняться, развиваться, ссориться, влюбляться, но это не является их главной целью, это побочные квесты. Пример из классики — «Одиссея» Гомера.

-3

Концентрические сюжеты завязаны на главном, сюжетообразующем конфликте. В основе их сюжета причинно-следственные связи между событиями. И эпизод «Б» происходит не потому, что время пришло, а потому, что он следствие эпизода «А». На первый взгляд события такого сюжета непоследовательны, они могут лежать в разных временных плоскостях. Однако по мере чтения становится понятно, что все события завязаны в тугой узел основного конфликта. Они расходятся от него как круги от брошенного в воду камня. Примером произведений с концентрическим сюжетом можно назвать «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.

Центральный конфликт в таких произведениях не обязательно внешний, это может быть и внутренний конфликт героя, как в случае с Печориным. А иногда внутренний может быть дополнен внешним.

Всегда ли бессюжетность — недостаток

На мой взгляд, наличие сюжета в произведении однозначно лучше, чем его отсутствие. В норме бессюжетность характерна для очерков и путевых заметок, дневников и автобиографических произведений. Но время от времени появляются и бессюжетные романы, представляющие собой беспредметный поток сознания. А некоторые такие произведения даже становятся известными. Например, «Улисс» Джеймса Джойса. Но поднимите руку, кто дочитал «Улисса» до конца, я искренне ему поаплодирую. Пишут, что образцом бессюжетного романа считается китайская проза VII – X веков. А первым из известных и признанных бессюжетных произведений был труд японской писательницы начала XI века Сэй Сёнагон « Записки у изголовья». Честно признаюсь, не читала.

-4

Но тут надо учитывать, что большинство неплохих бессюжетных произведений не относятся к художественной прозе. Это либо публицистика, либо философские и лирические рассуждения. Впрочем, если вы приведете в пример бессюжетное художественное произведение, которое вам было интересно читать, мы с удовольствием расширим свой кругозор.

И, да. Есть ещё произведения с условным сюжетом. Сюжет в них есть, но он не главное в тексте. Последовательность событий – это своеобразный фон, на котором автор создаёт образ героя и мира. Вот они-то и есть главное. А сюжет нужен в этих произведениях, потому что автор понимает — без него никак нельзя. Иначе никто читать не будет. Поэтому даже детальный пересказ сюжета такого произведения не раскроет его сути. Пример: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.