Продолжим тему предыдущего поста о недвойственном присутствии и углубимся в понимании её важных нюансов. Некоторые практикующие склонны путать опыт прямого недвойственного присутствия с опытом пустоты, что является ошибкой в плане тонкого видения работы ума. Дело в том, что проживание опыта пустоты есть ничто иное, как фиксация внимания на тонкой образности, чистый же опыт присутствия лишён любых фиксаций и относится к уровню постижения Таковости, то есть безопорности...
Естественное состояние чистого присутствия само по себе никак не привязано к образности покоя и пустоты, которыми его часто наделяют. Да, безусловно, что покой ума и осознание его пустотности являются проводниками к чистоте присутствия, однако само оно вне каких-либо понятий или определений, т.е вы никак не схватите это! Чтобы не схватило внимание, это всегда не то, это лишь объекты осознавания, т.е. производные ума...
На самом деле, это большая ошибка, когда происходит привязанность к покою или пустоте, как к неким объектам осознавания, претендующим при этом на какую-то истинность и завершенность, ведь это всего лишь этап на пути постижения реальности... В этих случаях, к примеру, часто рождается противоречие между "мирским" и "духовным", ибо мирское (мир материальных форм, социум и т.д.) видится , как ненужная суета и потеря некой духовной благости, и тем самым само пребывание в покое, становится для внимания чем-то вроде духовной ловушки... В истинном опыте естественного состояния присутствия, мирское и духовное это части одного общего абсолютного осознавания прямо сейчас, хотя эти части и остаются при этом некими относительными противоположностями, поэтому здесь нет привязанности ни к одному, ни к другому.
В таком присутствии поток осознавания происходит без проявления оценочного мышления - без осознающего, одним словом без цепляния за что-либо... Это можно назвать скольжением по лезвию настоящего момента... Если по какой-то причине сцепка с образным или оценочным мышлением все же случилась, происходит мгновенное распознавание этого и последующее самоосвобождение пространства, выражающееся всё тем же фактом непривязанного осознавания... Говоря простыми словами, всё возникающее в таком уме, абсолютно никак его не обуславливает.
Привязанность к "покою", "пустоте", "тишине", "безмыслию" и так далее , одним словом ко всему якобы бесформенному, происходит в виде неосознаваемого создания в сознании некоего застывшего слайда восприятия - ограниченного образа, лишающего сознание присущей ему свободы и текучести! Внимание как бы зависает в некой едва уловимой скованности, которая возводится в ранг эталона. Такой практик начинает наблюдать покой, вместо того, что бы "быть покоем"... С точки зрения практики работы с умом, это такой её этап, когда необходимо наработать навык устойчивого ума- навык равновесия, то есть не следовать за проявлениями движения в уме. Опыт чистого присутствия же, подразумевает преодоление этого этапа искусственного покоя, и переход к запредельному видению в котором движение и неподвижность есть проявление Целого, и это Целое не есть объект... В таком видении двойственные тонкие пары исчезают...
Если видеть движение в покое, а покой в движении,
тогда состояния покоя и движения исчезнут.
Когда эти двойственности перестают существовать,
тогда не сможет существовать и единство.
К предельной завершенности неприложим ни закон, ни описание.
~ Сэнцань (третий патриарх чань-буддизма)
********
Дао постоянно осуществляет не деяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало.
~ Лао-Цзы
Итак, подведём итог. Когда ум безопорен, пуст и расслаблен, обнажается прямое восприятие, называемое чистым недвойственным присутствием.
В этом нет ничего личностного, исходящего из оценок и отношения к реальности. Оно не "какое-то", это не то, что можно поймать и зафиксировать - некому...
~ Odu Van
Ещё статьи на тему терминологии пробуждения: