Мораль - система исторических определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающих в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, к государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенной социальной группы.
В структуре морали принято различать образующие её элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные ценности и т.д.
Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад как важнейшая часть философии, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания. Возникновение понятия "этика" как философской дисциплины связано с именем Аристотеля. Термин "этический", от которого происходит этика, образован Аристотелем на основе слова "этос", что обозначало нравы, обычаи, привычки. Греческое слово ethos было переведено римским философом Цицероном латинским словом mores, на его основе было образовано прилагательное moral's (моральный).
В дальнейшем от прилагательного "моральный" было образовано существительное "мораль" (moralities), которое и является латинским эквивалентом древнегреческого термина "этика". Таким образом, этимологически термины "этика", "мораль", "нравственность" в обыденных условиях употребляются как синонимы. Однако в философии сложилась традиция разграничения этих понятий. Если этика -- это теоретическое знание, то нравственность и мораль выступают как формы общественного сознания, вид общественных отношений, как регулятор общественных отношений.
Что же касается соотношения понятий "мораль" и "нравственность", на наш взгляд, следует иметь в виду, что мораль -- это должное, что должно быть, а нравственность -- это реализованная мораль, мораль в действии. Это поступок, в котором реализуются моральные нормы, принципы. Мораль -- это потенциал, а нравственность -- это фактор, или движущая сила в моральном отношении.
Таким образом, этика является учением о морали, нравственном основании человеческой реальности, действительности. Именно потому Аристотель утверждал, что целью этики являются не знания, а поступки людей. Этика призвана решать те нравственные проблемы, которые возникают перед каждым человеком в жизни: как следует поступать в том или ином случае, что следует считать добром, а что злом, в чем смысл жизни. Поэтому этику называют часто "практической философией" в отличие от чисто теоретического знания о мире.
Основу предмета этики составляет учение о социальной природе нравственной деятельности, моральных отношений и морального сознания, отражающиеся в категориях этики.
Явления, рассматриваемые этикой, чрезвычайно сложны и многообразны, связаны с тонкими аспектами межличностных отношений, поэтому определение любого такого явления не может вместить в себя всей палитры существующих характеристик. Вот почему этика стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит предназначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т. д. Этика также изучает источник происхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль в жизни общества и человека. Она как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Вместе с тем этика не вырабатывает конкретных рекомендаций, как поступить в том или ином случае, она формулирует лишь общие принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.
В качестве теории морали этика и является исследованием основных категорий, в которых можно описывать моральные оценки и критерии различия добра и зла.
В рамках этики строится и исследуется также система понятий, в которых можно выразить моральные законы и логику их применения к оценке поведения человека в условиях конкретной ситуаций.
Из характеристики этики как теории морали, имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции этики: познавательная и нормативная.
Познавательная (гносеологическая) функция этики состоит в том, что она изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и т. д. С этой точки зрения этика исследует нравственную жизнь в плане ее соответствия моральным нормам.
Следовательно, задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период оказать помощь человеку понять, что есть истинное благо и как найти свой путь к его достижению.
2.Типы этических теорий
История культуры представлена рядом разнообразных теорий природе моральных обязательств и нравственных ценностей. Это разнообразие связано с возможностью выбора разных исходных оснований при объяснении сущности, природы, функций морали и нравственных отношений. Сама же разность исходных оснований сводится в своем логическом пределе к двум типам этических теорий. Первый тип этических теорий связывает решение морально-этических проблем с Божественным Откровением. Для второго типа характерно отрицание этой связи и стремление обойтись принципом целесообразности и пользы. Логическое противостояние двух типов этических теорий принимало в истории культуры разные формы, да и сами теории назывались по-разному. Первый тип этических теорий получал названия «авторитарной», «религиозной», «деонтоло-гической» этики. Второй связывался с этикой «натуралистической», «прагматической».
Натуралистическо-прагматический тип этических теорий представлен в истории культуры даосской традицией на Востоке, киническим гедонизмом в античности, идеологами «естественности» человеческой природы, права, морали в Новое время, прагматизмом, утилитаризмом, социо-биологизмом в современной культуре. Позитивное содержание любой из перечисленных концепций в рамках данного типа располагается между двумя позициями. Исходной, как правило, является признание «первичности» реальности природных потребностей или нужд, социальных интересов человека, которые являются «базисом» для череды сменяющих друг друга ценностей и идеалов. Конечной позицией при данной исходной неизбежно становится ниги- лизм, т. е. отрицание реальности идеального измерения человеческих отношений. Ценности «милосердия», «любви», «заботы», «сострадания» лишаются самодостаточности и рассматриваются как более или менее удачно используемые средства для достижения поставленных целей и удовлетворения интересов соперничающих «воль». «Польза» и «благо» становятся критериями моральности поведения и поступка, при этом «благо» трактуется как польза для максимально большого количества людей. Очевидно, что польза бывает разная. В перечне возможных «польз», опять же в рамках данного типа этических учений, ведущее место занимает польза экономическая. Несложные экономическиерасчеты приводят к выводу, что «больной — паразит общества». Именно это суждение становится исходным и определяющим в той новой «морали для врачей», которую предлагает Ф. Ницше. В его философии логика натуралистиче-ско-прагматической этики представлена наиболее последовательно. В 36 фрагменте «Сумерек кумиров» Ницше пишет: «Мораль для врачей. Больной — паразит общества. В известном состоянии неприлично продолжать жить. Прозябание в трусливой зависимости от врачей и искусственных мер после того, как потерян смысл жизни, право на жизнь, должно бы вызывать глубокое презрение общества. Врачам же следовало бы быть посредниками в этом презрении — не рецепты, а каждый день новая доза отвращения к своему пациенту... Создать новую ответственность, ответственность врача, для всех случаев, где высший интерес к жизни, восходящей жизни, требует беспощадного подавления и устранения вырождающейся жизни — например, для права на зачатие, для права быть рожденным, для права жить...
Не в наших руках воспрепятствовать нашему рождению: но эту ошибку — ибо порою это ошибка — мы можем исправить. Если уничтожаешь себя, то делаешь достойное величайшего уважения дело: этим почти заслуживаешь жить... Общество, что я говорю — сама жизнь имеет от этого большую выгоду, чем от какой-нибудь «жизни» в отречении, бледной немочи и другой добродетели...»
Основные установки натуралистическо-прагматической этики в полной мере являются смыслосоставляющими принципами обоснования морально-этической «правомерности» эвтаназии, экономической и демографической целесообразности «прогностического» контроля медицинской генетики за «здоровьем населения», правомерности уничтожения жизни на эмбриональном уровне, просчета «цены» транс-плантологического продления и завершения жизни по критериям «смерти мозга» и т. п. Во второй половине XX века формируется первый блок «новых этических стандартов». К ним относятся: «моральность убийства», «моральность отключения жизнеподдерживающей аппаратуры» — эти понятия работают на уровне заголовков статей, фиксированных тем научных конференций; «достойно жить, достойно умереть» — лозунг сторонников эвтаназии; «смерть мозга» — не только медицинская, но и этическая санкция на исследование и использование человеческого биоматериала (европейская культура знакома с ситуациями, когда анатомо-физиологические понятия одновременно наполнялись и этическим смыслом, например, «сердечный» человек в христианской морали); «дарение органов» — «культурное пространство» бывшего СССР максимально подготовлено к принятию этого стандарта, благодаря архитипу горьковского героя Данко, спасающего людей своим вырванным, бьющимся, «горячим» сердцем); «технология деторождения» — одно из названий нового вида бизнеза, уже сегодня процветающего за счет «беременных» доходов; «рациональное планирование семьи», «генетическая политика», «генетическое наступление» на наследственные заболевания с целью «коррекции естественного отбора», пренатальная диагностика как средство «искусственного отбора» и т. д. и т. п. Данные «этические стандарты» являются структурными элементами либеральной формы биоэтики. Натуралистическо-прагма-тическую этику и либеральную идеологию объединяет общее исходное основание, коим является доминирование естественных прав и прирожденных потребностей человека. При этом важным является то, что сами природные потребности, возведенные в ранг высших ценностей, становятся основанием выхода из режима самой природной естественности. Именно это и происходит в либеральной биоэтике, отстаивающей право рожать детей, даже когда это право не дает природа, продолжать жить, даже когда это право забирает природа, умереть «легко» вопреки природным процессам, изменить свой пол вопреки природе, уничтожить жизнь, когда она даруется природой. Установление связи либеральной биоэтики и натуралистическо-прагма-тического сознания принципиально. Натуралистическо-праг-матическое сознание не случайно получило обоснование в философии Ф. Ницше и характеристику — имморализм (лат. im (не) + moralis (нравственный), свидетельствуя прежде всего о своем противостоянии традиционному морально-этическому сознанию.
Традиционное морально-этическое сознание представляет тип этических учений, к которому относятся — религиозно-этическая доктрина иудаизма, конфуцианство на Востоке, этические воззрения Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля в античности.
Для этого типа этических теорий опорой и основанием решения морально-нравственных проблем является идеальная самодостаточная реальность, не сводимая ни к человеческой природе, ни к практическому расчету, ни к экономической выгоде, ни к социальной целесообразности, но задающая направление и смысл не только нравственному поведению, но и человеческому существованию в целом. Различие в понимании этой реальности приводит к тому, что данный тип этических учений может быть назван авторитарным, или деонтологическим, или религиозным.
В книгах Ветхого Завета этика сакральна, т. е. она понимается как «Учение нашего Бога» (Ис. 1:10) и представляет собой совокупность законов и нравственно-этических постулатов, исходящих от Бога и обращенных к человеку.
В конфуцианстве этика «метафизична» и предельно авторитарна. «Ли» — ритуал, совокупность осознанно необходимых и социально санкционированных правил поведения. «Нельзя смотреть на то, что противоречит ли, нельзя слушать то, что противоречит ли, нельзя говорить то, что противоречит ли», — требовал Конфуций1. Свод нормативных правил «ли» не допускал ситуационого или какого-либо творческого подхода. Допускалось лишь одно — тщательное их изучение и соблюдение.