Сейчас о новой системе монетизации на Дзен не пишет только ленивый.
Почему у нас так много информации, но мы знаем так мало?”
Ноам Хомский
Теперь главный показатель, влияющий на доход – это время просмотра. Однако:
Точные факторы, определяющие вовлеченный просмотр, Дзен раскрывать не будет: этим могут воспользоваться мошенники.
Перед нами опять алгоритм Дзен, который выглядит как «черный ящик»: одно непрозрачное данное поменялось на другое.
На мой взгляд есть более существенный для авторов каналов показатель — это количество показов. Без показов до «времени просмотра» не добраться.
Когда еще Дзен был Яндекс-Дзеном авторы не могли выявить закономерность количества показов в ленте: почему очередная проходная статья вдруг получает много показов, а статья с большим ctr и хорошим откликом читателей не получает. Поддержка Дзен уклончиво отвечала, что алгоритм учитывает поведение читателей (что автор проверить не мог).
Получается своеобразная игра: любая статья может «выстрелить», и автор получит много показов, а значит и шанс найти новых подписчиков, и получить «повышенный бонус» - оплату за время просмотра.
Так уж устроен мир, что даже там, где закономерностей нет, человек их найдет. На протяжении всей истории человечества игры со случаем вызывают азарт угадывания. Идея существования "правильной" стратегии в случайном ряде весьма заразительна. Игроки, увлекающиеся игрой в рулетку, создают собственные правила, сколько им не объясняй, что случайный процесс нельзя предугадать.
Ссылаясь на свой алгоритм, Дзен через показы может вполне эффективно управлять тематиками платформы и, соответственно, поведением авторов. Помимо модерации и системы предупреждений, количество показов вполне красноречиво способно говорить автору, куда ему следует развиваться.
Дофаминовая ловушка
В геймдизайне давно известно, что для вовлечения в активную деятельность очень хороша дофаминовая петля. Это состояние, когда мозг интересуют только действия, дающие выброс дофамина, а всё остальное игнорируется. Это ловушка постоянной самостимуляции.
Как только на горизонте начинает маячить награда, мозг вырабатывает дофамин (гормон поощрения мозга), который помогает сфокусироваться на том, что хочется получить. Но если организм находит источник дофамина, становится важна не столько награда, сколько ее предвкушение ради дофамина.
Для дофаминовой ловушки хорошо себя зарекомендовали бонусы, неожиданные награды, неопределенность выигрыша. В такой ситуации человеку важно не столько достижение цели, сколько сам процесс погони.
На этом держатся компьютерные игры: только пройдешь уровень, как хочется ещё. И ещё.
И чтобы армия авторов активно поставляла вовлекающий контент, неопределенность в алгоритме ради стимуляции дофамина не бесполезна. Каждый канал время от времени будет получать бонусные показы, что заставит авторов быть мотивированными.
Базовый социальный доход
Дзен должен думать о своих конкурентах: это не единственная платформа, где авторы могут заработать.
Базой для сравнения, сколько Дзен готов платить начинающим авторам или небольшим каналам, для меня является Яндекс Толока. За 1-2 часа рутинной работы, практически любой на Толоке может заработать 100 рублей.
Значит, при активности автора, несмотря на все алгоритмы, для привлечения и удержания активной аудитории Дзен должен дать возможность заработать «базовый социальный доход». Именно поэтому для небольших (по подписчикам), но активных каналов смена монетизации существенно на доход не повлияет. Этот уровень Дзен будет удерживать или увеличивать.
Дзен Авторы больше не будут зависеть от количества и стоимости рекламы, а также других переменных факторов, сказывающихся на доходе.
Догадываюсь, что смена схемы монетизации частично продиктована рьяным скликиванием рекламы отчаянными манимейкерами. Для тех каналов, где реклама активно использовалась для повышения дохода, заработок, возможно, и снизится .
Отберут ли большие каналы доход у малых?
Для того, чтобы оценить реальную вовлекательность контента нужны соизмеримые объемы показов для всех.
Если Дзен увеличит охваты показов для малых каналов (что было бы для многих авторов интересней, чем скромная монетизация), значит уменьшит показы у больших. Тогда действительно можно будет говорить об оплате за вовлекающий контент.
Но Дзен продолжает говорить о рекомендательном механизме для показов в ленте, т.е. количество показов, полагаю, останется прежним. С малым количеством подписчиков Дзен больших охватов не даст, а значит и просмотров не подписчиками много не будет.
Если предположить уменьшение дохода, то часть авторов уйдет искать другие способы монетизации своего времени (та же Толока). Для Дзен это означает потерю достаточно активной аудитории. Ведь не секрет, что автор небольшого канала «бороздит» Дзен очень активно ради взаимного сотрудничества.
Небольшие каналы активных авторов Дзен обижать не выгодно. Значит, с учетом «прозрачной» системы монетизации, просмотров будет столько, что уровень дохода не упадет.
Средним и крупным каналам труднее найти альтернативы по оплате, следовательно их монетизация может и поменяться.
Взаимные подписки
Наши каналы будут продолжать стабильно получать просмотры (и доход) от прямых действий взаимоподписчиков и дополнительные (бонусные) просмотры по рекомендательному алгоритму Дзен.
Поэтому взаимосотрудничество остается актуальным. Мало показов – сам ищешь «партнеров» по взаимным дочитываниям. Быть уверенным в просмотре можно лишь по оставленному комментарию (желательно осмысленному). Можно ли тут еще что-то придумать?
***
Так что для каналов, которые имеют монетизацию в пределах «базового социального дохода» и активно взаимодействуют с другими каналами ничего существенно не поменяется.
А дофаминовая ловушка предвкушения большого количества показов будет мотивировать авторов создавать и создавать контент.
Зачем себя томить и утруждать,
Зачем себе чрезмерного желать.
Что предначертано, то с нами будет.
Ни меньше, и ни больше нам не взять.
Омар Хайям