Найти тему
Малахитовая шкатулка

Янтарная комната - возрождённая птица Феникс! Интересные подробности о восстановлении Восьмого чуда света

Оглавление

Янтарная комната связала воедино три эпохи России - Императорскую, Советскую и современную.

Криминалисты, химики, исследователи и, конечно, художники и реставраторы трудились над воссозданием Восьмого чуда света - Янтарной комнаты в Царскосельском Екатерининском дворце.

Меня увлекла история восстановления Янтарной комнаты, начатой советскими мастерами, как внимательно, вдумчиво и поэтапно восстанавливали утраченные технологии мастеров при поддержке государства. Сегодня, рассматривая этот шедевр мы и не задумываемся о той гигантской работе, которая была сделана. Уверена, вам, драгоценные читатели, тоже будет интересно узнать подробности этого процесса!

Итак, погружаемся...

Угловая часть и торцевой стол, на котором показаны детали многоцветной воссозданной мозаики из янтаря, барельеф с использованием более темных оттенков янтаря и сам стол, также покрытый янтарем
Угловая часть и торцевой стол, на котором показаны детали многоцветной воссозданной мозаики из янтаря, барельеф с использованием более темных оттенков янтаря и сам стол, также покрытый янтарем

Конец Великой Отечественной войны оставил весь Екатерининский дворец в руинах.

В 1950-х годах советское правительство приступило к реализации проекта по восстановлению этого и других исторических объектов, разрушенных и поврежденных во время войны.

Реконструкция длилась 25 лет, и летом 1980 года Екатерининский дворец был вновь открыт для публики.

-3

Однако Янтарная комната подверглась минимальному ремонту. Так как она была разграблена полностью и представляла собой лишь кирпичные стены.

В 1981 году были начаты работы по реконструкции Янтарной комнаты в период с 1981 по 1997 год проводились под руководством Александра Журавлёва

Человек удивительной и, одновременно, трагической судьбы, о котором я расскажу в следующей статье

Александр Журавлёв - Реставратор высшей категории, член Мирового совета янтаря, член Союза художников России, руководитель проекта восстановления Янтарной комнаты в Екатерининском дворце
Александр Журавлёв - Реставратор высшей категории, член Мирового совета янтаря, член Союза художников России, руководитель проекта восстановления Янтарной комнаты в Екатерининском дворце

Задача состояла в том, чтобы воссоздать комнату как можно ближе к дизайну, завершенному в восемнадцатом веке.

Задача была сложной, поскольку существовало очень мало документации об исходной комнате.

Доступные ресурсы включают:

  • Восемьдесят шесть черно-белых фотографий комнаты, сделанных в конце 1930-х годов для плановой реставрации.
-5

  • Единый цветной слайд одной секции комнаты 1937 года. На слайде показан юго-западный угол и включены две мозаики, их рамы, шесть зеркальных пилястр, статуи, канделябры и позолота вокруг карниза. Слайд предоставил некоторую информацию о том, как различные цветные кусочки янтаря были собраны на стенах в виде неправильных, но эстетически приятных узоров.
-6

  • В разрушенной комнате найдено 76 осколков янтаря. Некоторые из них представляли собой фрагменты настенных украшений и осколки резьбы по янтарю. Это дало исследователям информацию о толщине и оттенках кусочков янтаря, использованных на стенах.
  • Миниатюрный ларец, собранный из янтаря, относящийся ко времени строительства Янтарной комнаты, сохранившийся в коллекции Екатерининского дворца, но находившийся в очень плохом состоянии. Работая над его реставрацией, команда обнаружила подпись Готфрида Турау.
Янтарный ларец Готфрида Турау
Янтарный ларец Готфрида Турау

Таким образом, команда получила возможность воочию изучить приемы одного из создателей комнаты.

-8

  • Хранитель Янтарной комнаты с 1916 по 1941 год Анатолий Кучумов, который был еще жив и смог помочь спланировать реконструкцию.

Кроме самого янтаря и дубовых рам и основания, никто не знал состава других материалов, использованных в рамах и клеях.

Было так мало ориентиров, что потребовалось несколько лет исследований, прежде чем можно было начать реконструкцию.

В исследовательскую группу, собранную за два года до решения о начале реконструкции, вошли Александр Крылов, Александр Журавлёв и еще трое выпускников Академии художеств и дизайна имени Мухиной при Ленинградском государственном университете (ныне Санкт-Петербургский государственный университет).

Они начали с изучения предметов из янтаря, которые были вывезены из Екатерининского дворца задолго до немецкого вторжения.

Кроме того, исследовательская группа собрала все документы о янтарных изделиях семнадцатого и восемнадцатого веков, которые смогла найти.

Были увеличены и улучшены зернистые фотографии 1930-х годов, чтобы выявить оттенки серого, которые дали бы ключ к разгадке цветовых узоров янтарных мозаик и деталей резьбы.

-9
-10

Каждая деталь была тщательно очищена и сфотографирована на белом фоне. Они были сопоставлены с аналогичными фрагментами, расположенными на фотографиях, что позволило команде подобрать реальный цвет реконструированных элементов.

Мастер Царскосельской янтарной мастерской, выполняющий резьбу для мозаики «Осязание и обоняние» из срезов яшмы, малахита, кварца, халцедона и нефрита
Мастер Царскосельской янтарной мастерской, выполняющий резьбу для мозаики «Осязание и обоняние» из срезов яшмы, малахита, кварца, халцедона и нефрита

Прошло три года, прежде чем можно было приступить к серьезной реконструкции зала. В 1982 году была сформирована бригада «Реставратор», которая выполняла все работы по реконструкции.

Однако оставалось еще много исследований. Во-первых, команды исследовали древесину и клеи для янтарных кусочков. Команда реставраторов решила использовать обработанную давлением сосну, а не дуб, который использовался в оригинале, потому что он с меньшей вероятностью будет впитывать влагу или расширяться и сжиматься при изменении температуры и влажности. Подложка фольги для янтаря выбрана латунная, а не бронзовая.

-12

Для определения состава клея исследовательская группа передала несколько уцелевших кусочков янтаря в Ленинградский институт уголовного розыска.

С помощью спектроскопического анализа Институт обнаружил, что клей состоял на 40% из пчелиного воска и на 60% из даммарной смолы, смолы из семейства деревьев Dipterocarpaceae в Индии из Восточной Азии. Определение правильного состава клея было решающим.

Используя результаты криминалистической лаборатории в качестве ориентира, группа реконструкции разработала клей из пчелиного воска и сосновой смолы, плавящийся при температуре около 60°C.

-13

Следующим шагом было приобретение янтаря. Исследовательская группа подсчитала, что для реконструкции потребуется 6000 кг янтаря наилучшего качества.

С одобрения советского правительства бригаде реконструкций был предоставлен доступ к месторождениям янтаря на полуострове Самбия, находившимся тогда под контролем государства.

Благодаря поставкам, гарантированные советским правительством, команда мастерской начала исследовать красители и методы обработки, которые использовались в восемнадцатом веке для воссоздания узоров на оригинальных стенах.

-14

Никто не знал какие материалы использовались для оригинальных красителей, поэтому команда Ленинградского технологического института разработала красители, которые не выгорали, не меняли цвет и полностью не впитывались в янтарь.

Хотя ингредиенты, используемые в красителях, являются запатентованными, процесс включает погружение янтаря в кипящую воду на 10 минут с последующим добавлением соответствующих красителей. Однако, среди исследователей возникло разделение между теми, кто хотел использовать янтарь естественного цвета, и теми, кто хотел окрасить материал в более темные оттенки. В конечном итоге преобладала последняя группа.

Перед покраской янтарь, который будет крепиться на стене в виде мозаики, был нарезан на 3 мм толщиной вместо запланированных 5 мм — предположительно для снижения затрат — и затем без клея уложен на деревянную панель.

-15

Не вся реконструкция следовала методам восемнадцатого века. Часть янтаря была обработана при высоком давлении и температуре, чтобы улучшить его прозрачность и соответствовать цветам оригинальной комнаты.

Материал помещали в барокамеры, заполненные азотом или аргоном, а затем нагревали до 300°С. В других случаях при реконструкции использовался прессованный янтарь — материал, оставшийся от резьбы или огранки, измельченный в порошок и спрессованный в соответствующую форму перед окрашиванием.

-16

В стеновых панелях использовано 2 квадратных метра прессованного янтаря.

Мозаика из янтаря, выложенная на стеновых панелях, была только началом реконструкции.

-17

Реставраторам нужно было всё открывать заново - каким инструментом лучше обрабатывать янтарь, техника обработки, мозаичная технология, окраска! Но тут приключился новый исторический период...90-е. Всё, над чем так долго и тщательно трудились люди, чуть вновь не было утрачено...

-18

После распада Советского Союза в 1991 году российское правительство больше не могло финансировать проект, и работы были почти приостановлены. Было воссоздано менее 40% панелей.

Мастерская «Реставратор», насчитывавшая около 50 мастеров, была ликвидирована, хотя часть работ продолжалась. До этого момента правительство потратило на реконструкцию эквивалент 7,85 млн долларов США — в основном на заработную плату, поскольку янтарь был предоставлен в качестве государственного ресурса.

Новая рыночная экономика означала, что вместо того, чтобы полагаться на российское правительство в плане финансирования, компания должна была привлекать средства из частных источников.

-19

Благодаря протекции доктора Буркхарта Гореса, директора Фонда прусских дворцов и садов, в 1999 г. было получено финансирование от немецкой энергетической компании Ruhrgas, имевшей обширные деловые связи в России. Ruhrgas согласился предоставить дополнительно 3,5 миллиона долларов США для завершения реконструкции.

-20

Председатель Ruhrgas Фридрих Шпат сказал New York Times:

Янтарная комната имеет огромное эмоциональное значение как для Германии, так и для России. И это главный символ того времени, когда тесные отношения между Германией и Россией были образцом для всего мира

Получив новое финансирование, «Реставратор» был реорганизован в корпорацию под названием «Царскосельская янтарная мастерская», чтобы возобновить свою работу.

-21

В завершенной комнате было использовано около 100 000 кусочков янтаря, занимающих более 150 квадратных метров площади стен.

-22
-23

Хотя дизайн был максимально точным, некоторые из тех, кто помнил оригинальную Янтарную комнату, считали, что реконструированная комната была ярче, хотя другие возражали, что лаки, использованные на янтарных поверхностях в предыдущих работах по ремонту и реставрации, просто потемнели от времени.

-24

В мае 2003 года, когда город Санкт-Петербург праздновал свое 300-летие, состоялась встреча мировых лидеров, в том числе президента России Владимира Путина, канцлера Германии Герхарда Шредера, президента США Джорджа Буша-младшего, президента Франции Жака Ширака и премьер-министра Великобритании Тони Блэра, премьер-министра Италии Сильвио Берлускони и премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми официально открыли реконструированную Янтарную комнату для публики.
-25

Царскосельская янтарная мастерская остаётся в рабочем режиме, потому что термочувствительные клеи требуют постоянного внимания.

-26

Восстановление янтарной комнаты сопровождалось открытиями технологий обработки янтаря, ведь после революции наша страна утратила главное богатство - людей-мастеров, владеющими этими секретами. Замечательно, что советские люди возродили наследие своих предков и преумножили!

Об одном из художников-реставраторов янтарной комнаты читайте и любуйтесь великолепными произведениями из янтаря:

О том, какие украшения Императорской России воссоздали учёные-ювелиры (именно так я могу назвать этих профессионалов прошлого!) СССР, смотрите в статье:

Буду благодарна вашим 👍 статье 😉и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые увлекательные рассказы 💥