Пропускная способность Восточного железнодорожного полигона к 2032 году увеличится до 255 млн тонн (сейчас 158 млн тонн). Предполагается построить свыше 2 тыс. км вторых главных путей, а также десятки различных объектов сопутствующей инфраструктуры. Об этом в июне 2023-го сообщила пресс-служба Минвостокразвития РФ по итогам встречи главы ведомства Алексея Чекункова с председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым.
Отмечается, что, в связи с поручением президента Владимира Путина, для реализации масштабного проекта будут привлечены инвестиции со стороны, что позволит снизить нагрузку на бюджет. Известно, что в рамках государственно-частного партнерства будет построено несколько крупных искусственных сооружений.
Мост и три тоннеля
По информации Минвостокразвития, в 2023-м уже заключены концессионные соглашения для возведения нового моста через Амур и сооружения трех тоннелей: Кодарского, Кузнецовского и второго Северомуйского. Стоит отметить, что последний уже намеревались построить за счет внебюджетных средств — в 2018-м с инициативой выступила компания «Сибантрацит» Дмитрия Босова. Однако в 2020-м проект заморозили по ряду причин.
Частные инвестиции, преимущественно грузоотправителей, заинтересованных в росте объемов экспорта своей продукции в Китай, позволят ускорить рост пропускной способности Восточного Полигона. Об этом в комментарии нашему каналу заявил Генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов.
По словам эксперта, реализация этих инициатив обеспечит высокую рентабельность других инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, что привлечет дополнительные вложения в развитие региона. Кроме того, удобная железнодорожная инфраструктура позволит увеличить туристический поток, благодаря упрощению маршрута между Россией и Китаем, а также число проектов, которые подразумевают обмен культурными ценностями и бизнес-опытом между КНР и дальневосточными регионами нашей страны.
Необходимо 600 млрд руб.
По предварительным подсчетам, на строительство упомянутых объектов понадобится суммарно не менее 600 млрд руб. В конце мая заместитель главы Минтранса РФ Валентин Иванов заявил, что из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на реализацию третьего этапа расширения Восточного полигона выделят до 218 млрд руб.
Напомним, в рамках первого этапа в 2013-2018 гг. потратили чуть больше 520 млрд руб., большую часть которых составили средства РЖД. Второй этап предполагается завершить в следующем году, увеличив пропускную способность до 180 млн тонн — в общей сложности будет построено более 260 объектов различного назначения. На эти цели потратят почти 900 млрд руб.
«Вези или плати»
Также на третьей очереди Восточного полигона РЖД хотят ввести систему договоров «Вези или плати» (ship-or-pay), о чем было заявлено на упомянутой встрече Чекункова и Белозерова. Правда, из-за отсутствия нормативной базы на данный момент воплощение этой инициативы выглядит проблематично.
Как пояснил Генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов, «Вези или плати» — достаточно популярный способ заключения договоров, фиксирующих обязательства грузоотправителей вывезти согласованный объем их продукции, при этом в случае нарушения условий транспортная компания должна будет заплатить штраф, а клиент, даже в случае, если груз не дойдет, все равно оплатить транспортировку.
«Этот принцип давно используется при поставках газа крупным покупателям, однако на железной дороге будет внедряться впервые. Но первая попытка итерации законопроекта об использовании «ship-or-pay» на железных дорогах была отозвана из Госдумы в конце мая текущего года по техническим причинам. При этом сам механизм достаточно эффективен, так как обеспечивает гарантии загрузки создаваемого объекта со стороны потенциальных пользователей», — пояснил Шевцов «Строительному миру».
В РЖД в последние 1,5 года отмечают, что значение Восточного полигона в новых обстоятельствах существенно возросло. В октябре 2022-го премьер-министр РФ Михаил Мишустин подчеркнул необходимость скорейшего расширения Транссиба и БАМа. В настоящий момент для наращивания торгового оборота с азиатскими государствами мощностей попросту не хватает.