В эфире передачи Экономика по-русски Михаил Хазин обсудил следующую тему:
Если посмотреть описание кризиса, исходя из голых цифр, то картина такая: руководству Китая придётся выгнать обратно из городов в деревню 300 000 000 человек. Условно говоря, 1/4 населения. Китай такие задачи в своей истории решал много раз. Он ее решит. У Си решимости хватит. Но будет ли комфортно жить в китайских городах, когда эти 300 000 000 начнут сопротивляться?
Дмитрий Песчальников:
Вы сказали сейчас ключевую вещь, что Китай может и в одну сторону, и в другую сторону. То есть у них, знаете, есть социальный рейтинг и тотальная слежка. Когда приезжаешь в Китай, должна быть обязательно встречающая сторона. Там помимо отпечатков пальцев, биометрии, там глаза фотографируют.
Он говорит: «Абсолютно можешь не переживать. Здесь абсолютно нет преступлений. Ноль уровень преступности. А как? Везде камеры, система распознавания лиц. Это невозможно». И вот эта модель, которая у них там прижилась, я не говорю, что она приживётся у нас или она хорошая или плохая. То есть, по сути, это очень жёстко организованная страна. На высочайшем уровне исполнительской дисциплины. Если нужно будет, я думаю, они выживут.
Михаил Хазин:
То, что они выживут – это не вопрос.
Дмитрий Песчальников:
Нет, я говорю о том, что они вкладываются в технологии. Я смотрел статистику, у них с 2018 года стал разрешен импорт мяса. То есть до этого у них это была стратегическая отрасль. Особенно свиноводство. Они стали закупать птицу. До этого они закупали только фуражное зерно. То есть они в принципе съедают всё, что производят. У них дефицит продовольствия. Это тоже большая проблема.
Китайцы, они больше вкладываются в хайтек и развитие людей. Они вкладываются в людей. Буквально то же самое я прочитал у этого Мухаммеда, шейха Мухаммеда. Он сказал, что нужно вкладываться в людей, любить свою страну и заниматься развитием стратегии.
Михаил Хазин:
Да. Мы делаем основополагающий вывод, что для того, чтобы хоть чего-то добиться, надо вкладываться в своих людей и в свою страну. В свою страну. То есть не вывозить деньги туда, а вкладываться в свою страну.
При этом мы оказались в ситуации, при которой у нас есть серьезный шанс, который, безусловно, нужно использовать. Мне кажется, что это принципиально важный вопрос.
Читать в продолжение темы: