Найти тему

Новый сотрудник: как адаптироваться и выстроить коммуникацию?

Адаптация или приспособление — естественный процесс, с которым нам приходится сталкиваться регулярно, в том числе, если меняем место работы. Процесс этот требует времени. Как помочь себе сделать этот процесс комфортным? Рассказывает психолог ЦЭПП МЧС России Екатерина Марченко.

Помним, что адаптация — процесс этапный

Перед тем как радовать коллег и руководство достижениями, необходимо сориентироваться. Сделать это проще с помощью наставника или старшего коллеги, который будет готов объяснить азы, своевременно давать обратную связь.

Успешная адаптация невозможна без общения и поддержки

Сначала будет происходить «притирка» коллег к новому человеку. Не ставьте цели полюбить нового коллегу в первую неделю, а вот вежливость, простые вопросы о том, как дела, нужна ли помощь, создадут основу для общения и контакта.

Хвалите

Помните, что чувствовать себя увереннее поможет своевременная похвала. Но она должна быть четкая и по делу. Если ему удалось освоить алгоритм выполнения задачи — отметьте это.

Пробуйте

Новый сотрудник — новые идеи и новый взгляд на привычные рабочие задачи. Удачные идеи — повод их попробовать.

Будьте аккуратны с критикой

И делайте это бережно: выделяйте то, что получилось и то, что необходимо улучшить. Хорошо, если вместе проговорите шаги или алгоритм, как исправить ошибки.

Не давите авторитетом

Опыт, конечно, это хорошо, но еще лучше, когда он преподносится в виде возможного варианты выполнения задач, а не эталона для подражания.

Адаптация на новом месте — это сильный стресс

Он может вызывать у нового сотрудника эмоциональное и физическое напряжение. В таком состоянии человек может быть молчалив, неуверен или, наоборот, излишне болтлив. Это может раздражать коллег. Важно, чтобы это раздражение не чувствовал новичок.

В процессе адаптации важны ресурсы

Ресурсом могут стать приятные традиции — совместные чаепития, небольшой подарок спустя месяц работы.

Что нам может дать коллектив? Общение, поддержку, стимул к росту, возможность самореализации. Но коллектив и отношения в нем могут строиться по-разному. И не всегда удачно. Как быть?

Улучшить коммуникацию в коллективе: что делать сотруднику?

Общая цель

В любом случае в коллективе всегда существует общая цель. И у каждого члена команды есть собственная роль в ее достижении. Именно это будет, в первую очередь, определять распределение ролей в коллективе. Но, помимо основной цели, есть еще неформальные отношения, в которых выражаются симпатия, схожие интересы или, наоборот, коммуникативные барьеры и конфликты.

Готовы ли вы приложить усилия?

В некоторых случаях попасть в хороший коллектив с подходящими ценностями и приятными людьми — это удачное стечение обстоятельств, которое необходимо ценить и поддерживать. Иногда неудачный коллектив, который не подходит и вызывает много сложностей, необходимо просто покинуть, поскольку отсутствует возможность что-либо изменить. Но чаще всего улучшение отношений возможно, стоит только приложить усилия.

Первые шаги

Для выстраивания комфортной коммуникации, для начала, необходимо в уместной форме проявлять открытость дружелюбие и внимательность к коллегам. Недопонимание неизбежно, поэтому очень ценным будет умение локализовать конфликт, защищать свои интересы и личные границы социально приемлемым способом.

Удовлетворение потребностей

Также очень важно осознавать и понимать, какие потребности есть у каждого, кто включен в коллектив. А также не забывать про себя и понимать, какие из собственных потребностей не предполагают возможности их удовлетворения в данной команде.

Займите активную позицию

Какой бы ни складывалась ситуация, возможность попытаться на нее повлиять и направить в конструктивное русло всегда связана с готовностью вставать в активную позицию и пытаться преодолеть трудности. Использованная возможность всегда принесет удовлетворение, даже если она не привела к ожидаемому результату, в то время как неиспользованная возможность всегда приводит к ощущению неудачи.

Учимся повышать уровень коммуникативных навыков. Упражнение

Большинство разговоров состоят из вопросов. На самом деле, в искусстве задавать вопросы нет ничего сложного, просто нужно тренироваться в этом. Возьмите любую книгу, где есть диалог. Прочитайте любую реплику персонажа, но только одну. А теперь задайте вопрос к каждому слову.

Например: «Я вчера катался на лошади»

Возможные вопросы:

  1. Почему именно вчера? Какая вчера была погода?
  2. Вы любите кататься на лошади?
  3. Вы любите лошадей? Как давно вы катаетесь на лошадях?

И так далее, количество вопросов не ограничено и можно придумывать даже самые комичные. Главное — аккуратно их использовать на практике.

Если вам нужна помощь специалиста, пожалуйста, не бойтесь обратиться к профессиональному психологу.