Найти в Дзене
Школа Вокала.

5 цитат Елены Образцовой для овладения искусством пения.

Вспоминала 7 июля, когда родилась певица Елена Васильевна Образцова, ее слова: "Живите каждый день! Ежедневно Господь даёт нам задания и смотрит, как мы реагируем. Отец меня научил: каждый вечер, когда ложишься спать, всегда думай, что ты за день сделала: кого обидела, перед кем надо извиниться, чтобы завтра уже плохого не совершить. С детства так и делаю. Надо ложиться спать с чистой совестью. И вообще, в жизни после себя надо оставить обязательно добро..." Эти цитаты помогут вам глубоко погрузиться в тонкости вокала и овладеть искусством пения осознанно. Итак, хочу повторить: пение - это искусство владения дыханием. Это главное! И в этом все или почти все секреты пения. Елена Образцова. 1. Ощутить в теле не напряжения, а натяжение! Живот, диафрагма, плечи, шея, лицо, язык - все должно быть мягкое, эластичное. Поэтому я говорю ученицам: «Сделай живот мягким, как у кошки!» Если при пении есть напряжение мышц, значит пение неверное и голос будет быстро уставать. Но, говоря о мягких мыш

Вспоминала 7 июля, когда родилась певица Елена Васильевна Образцова, ее слова:

"Живите каждый день! Ежедневно Господь даёт нам задания и смотрит, как мы реагируем. Отец меня научил: каждый вечер, когда ложишься спать, всегда думай, что ты за день сделала: кого обидела, перед кем надо извиниться, чтобы завтра уже плохого не совершить. С детства так и делаю. Надо ложиться спать с чистой совестью. И вообще, в жизни после себя надо оставить обязательно добро..."

Эти цитаты помогут вам глубоко погрузиться в тонкости вокала и овладеть искусством пения осознанно.

Итак, хочу повторить: пение - это искусство владения дыханием. Это главное! И в этом все или почти все секреты пения. Елена Образцова.

1. Ощутить в теле не напряжения, а натяжение!

Живот, диафрагма, плечи, шея, лицо, язык - все должно быть мягкое, эластичное.
Поэтому я говорю ученицам: «Сделай живот мягким, как у кошки!»
Если при пении есть напряжение мышц, значит пение неверное и голос будет быстро уставать.
Но, говоря о мягких мышцах, я не имею в виду их расслабленность. Напряжения не должно быть, но - натяжение.

2. Длительность дыхания на фразе и связь с головным резонатором.

Чем сильнее берешь дыхание, чем больше забираешь в себя воздуха, тем быстрее он хочет выйти, тем «короче» дыхание.

Следовательно, если хочешь спеть длинную фразу, вдох должен быть «деликатным»; чтобы знать меру, нужно вдох делать (снова привожу очень точное сравнение Григорьевой), как будто нюхаешь цветок.
При этом происходит еще одна интересная вещь. Мышцы вокруг рта и носа растягиваются, натягиваясь на кости лица, пазухи носа расширяются, то есть увеличиваются головные резонаторы.
фото с мастер-класса
фото с мастер-класса

3.Озвучивать все резонаторы дыханием.

Петь нужно в резонаторы. Короткое видео-цитата про связь дыхания и резонаторов https://dzen.ru/video/watch/63b8316b23064044f3a8713d

У нас их очень много- и в голове, и в груди. Грудь как дека. Органный, опорный звук. В груди озвучивается нижний регистр.

Нужно, однако, знать, что нижний регистр никогда не может быть использован без верхнего резонатора - головного!
Головной резонатор озвучивает весь голос тембром и является регулирующим центром на всех диапазонах голоса.
Это главный наш резонатор. Без него научиться владеть голосом невозможно.
Верхний резонатор не должен перегружаться дыханием. Когда идет сильный напор дыхания, резонаторы не успевают озвучиться, звук выходит из них «прямой», нетембристый.
Поэтому я так часто привожу ученикам пример с блюдцем под краном. Открываем кран и сильной струей воды (это наше дыхание) хотим наполнить блюдце (это наш головной резонатор), блюдце всегда остается пустым. Стоит убавить напор воды (дыхания), как блюдце наполняется (резонатор наполняется тембром).
источник интернет
источник интернет

4. Как происходит звукообразование.

Все буквы-звуки должны быть произнесены на уровне зубов.
Для меня зубы как клавиши у рояля. Какие бы звуки пианист ни извлекал, руки его всегда на одном уровне - на уровне клавиатуры. Так и в пении - звуки-буквы должны быть всегда на уровне зубов.
А вот чтобы суметь это сделать, нужно научиться дозировке натяжения между буквой и диафрагмой. Как рогатка с резинкой. Резинка всегда привязана к рогатке (зубы), а оттяжка дыхания (резинка) - это наша диафрагма. (На занятиях мы часто прибегаем к сравнениям, казалось бы, неожиданным, но они нам очень помогают в работе.)

5.Сила звучания увеличивается за счет расширения и натяжения.

Чтобы петь было легче, без большого физического напряжения, будем увеличивать силу звучания не за счет усиленной подачи дыхания, а за счет площади звучания - то, что я называю горизонталью!
Чем выше тесситура, тем шире по зубам включаем резонаторы. И верхние ноты поем на улыбке. Если при этом не нужно петь громко, дыхание берется короче.
Диафрагма находится как бы во взвешенном состоянии, но в натяжении.
Чтобы понять слово «натяжение», приведу пример с парашютом. Резонаторы - это купол парашюта, а кольцо, что держит стропы, - это и есть в пении функция диафрагмы.
фото из интернета
фото из интернета
Чем тише нужно спеть фразу, пиано или пианиссимо, тем активнее произносится буква, тем активнее работают мышцы диафрагмы.
Когда звук должен быть сильным, мощным (например, в сцене «Судилища» из «Аиды»), в работу певческого дыхания включаются и мышцы спины, те, что облекают ребра внизу, и брюшные косые мышцы, которые как бы удерживают в грудной клетке дыхание, стремящееся с силой вырваться.
На верхнем регистре рот открыт полностью, звук заполняет все резонаторы по зубам, по верхней челюсти. И верхнее нёбо тоже, наконец, можно «взять» в действие. Так как озвучиваются у нас пазухи - косточки, - то лучше бы поменьше было «мяса» на наших резонаторах, так как «мясо» - масса - поглощает звук.

5.Что происходит на вдохе важно.

Поэтому еще раз хочу заострить внимание на вдохе через нос: мышцы натягиваются на косточки лица и утончаются - поем уже косточками - на улыбке, близко к себе, к лицу, к косточкам - «на уздечке».
фото  с мастер -класса
фото с мастер -класса

Все цитаты взяты из книги "ИСКУССТВО РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ"

Еще статья с цитатами Образцовой.

фото с мастер-класса
фото с мастер-класса

СССР
2461 интересуется