Найти тему
Исторические мелочи

Детский портрет из шведского музея

В Национальном музее в Стокгольме хранится вот такой детский портрет XVII в.

Точная информация о том, кто изображен на портрете (так же, как и о его авторе) отсутствует. На гипотетической основе портрет считается изображением Людовика (Луи), Великого Дофина (1661-1711) – сына короля Франции Людовика XIV. Умер он за несколько лет до смерти отца, так и не став королем.

Указанная предположительная атрибуция вызывает у меня сомнения. Не берусь сколько-нибудь основательно рассуждать о физиономической схожести или несхожести персонажа с Великим Дофином на достоверных его портретах в детском возрасте. На мой взгляд, не слишком похож, но в конце концов это живопись, а не фотография, оценка схожести или ее отсутствия всегда субъективна, да к тому же еще в данном случае речь идет о детях, которые часто похожи друг на друга))

Прилагаю несколько портретов Великого дофина, чтобы желающие могли сами сравнить его внешность с внешностью «стокгольмского» персонажа

Предположительно, Жан Нокре «Портрет Людовика Французского, сына Людовика XIV», ок. 1668 г.
Предположительно, Жан Нокре «Портрет Людовика Французского, сына Людовика XIV», ок. 1668 г.
Неизвестный художник «Портрет Людовика, Великого Дофина», ок. 1671 г.
Неизвестный художник «Портрет Людовика, Великого Дофина», ок. 1671 г.
Неизвестный художник «Портрет Людовика, Великого Дофина», ок. 1670-75 гг.
Неизвестный художник «Портрет Людовика, Великого Дофина», ок. 1670-75 гг.

Сомневаться в достоверности атрибуции неизвестного ребенка на «стокгольмском» портрете как Великого Дофина меня заставляют другие нюансы. Во-первых, на портрете отсутствуют лента и звезда ордена Св. Духа, вручавшиеся отпрыскам французского августейшего семейства почти сразу после рождения. Эти инсигнии присутствуют почти на всех, даже детских, портретах дофинов Франции. Но – ок, почти на всех. Как мы видим хотя бы на первом из приведенных мною портретов Людовика, в отдельных случаях они отсутствуют. Поэтому не стоит принимать эту деталь в качестве фактора, точно и неопровержимо свидетельствующего о том, что юный принц перед нами не принадлежит семейству французским Бурбонов.

Гораздо более значимым мне представляется тот факт, что августейший (предположительно) ребенок на «стокгольмском» портрете одет в костюм, носящий четко подобранные геральдические цвета Священной Римской империи германской нации. Ниже представлен приблизительно соответствующий по времени предположительному периоду написания портрета имперский герб императора Священной Римской империи германской нации Фердинанда III.

-5

Нет, безусловно, юные принцы, да и все остальные члены правящих фамилий совершенно не обязательно одевались (и позировали для портретов) исключительно в одеяниях геральдических цветов своего рода или государства. Однако сложно представить, чтобы отпрыска французских Бурбонов облачили, тем более для портрета, в костюм, столь точно воспроизводящий геральдические цвета главного врага и соперника за влияние в Европе!

Если же перед нами представитель семейства австрийских Габсбургов, традиционно избираемых императорами Священной Римской империи германской нации, то кто конкретно?

Возможно, кто-то из детей императора Фердинанда III?

Например, эрцгерцог Фердинанд Франц (1633-1654), будущий король Богемии c 1646 г. и Венгрии с 1647 г., Римский король с 1653 г.

Неизвестный художник «Фердинанд Австрийский в венгерском костюме», 1630-е гг.
Неизвестный художник «Фердинанд Австрийский в венгерском костюме», 1630-е гг.

Здесь он в венгерском костюме, позднее станет номинальным королем Венгрии, но ведь изначально и прежде всего он был австрийским эрцгерцогом.

Еще один его портрет – Фердинанд слева

Ф. Лейкс «Портрет [будущего] короля Фердинанда IV и его сестры эрцгерцогини Марии Анны в детском возрасте», ок. 1636 г.
Ф. Лейкс «Портрет [будущего] короля Фердинанда IV и его сестры эрцгерцогини Марии Анны в детском возрасте», ок. 1636 г.

Или, возможно, это родной брат предыдущего эрцгерцог Карл Иосиф (1649-1664), будущий Хох унд Дойчмайстер Тевтонского ордена, епископ Оломоуца, епископ Пассау, архиепископ Бреслау?

К. Сустерманс «Карл Иосиф Австрийский», ок. 1653-54 гг.
К. Сустерманс «Карл Иосиф Австрийский», ок. 1653-54 гг.
Неизвестный художник «Карл Иосиф Австрийский, великий магистр Тевтонского ордена, епископ Оломоуца»
Неизвестный художник «Карл Иосиф Австрийский, великий магистр Тевтонского ордена, епископ Оломоуца»

На достоверности атрибуции персонажа «стокгольмского» портрета как изображения кого-то из двух означенных выше эрцгерцогов я не настаиваю. Но все же склоняюсь к версии, что юный принц на картине относится к Габсбургам.

Но, конечно, не следует забывать и о еще одной возможности - что изображенный ребенок, хотя и принадлежит к, несомненно, знатному роду, но не относится к некоей правящей династии. Однако и в этом случае наиболее вероятной представляется его принадлежность к аристократии именно габсбургской империи.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.