Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции имеет большую схожесть с куполом собора Ивановского монастыря. Множественные галереи Ивановского монастыря и замкнутые дворики очень походят на южные постройки, где желание скрыться от палящих солнечных лучей делало такие галереи необходимыми.
Монастырь в Москве уникален тем, что не был создан постепенно, как множество монастырей, а его построили сразу по одному проекту. Особенно древних строений в нем нет, так как все здания спроектировали заново на месте разрушенного монастыря. Строили Ивановский монастырь с 1859 по 1879 год.
Автор монастырского комплекса М.Д. Быковский. Также он известен как автор усадьбы Марфино. В постройке Ивановского монастыря М.Д. Быковский предстает как мастер стиля "эклектика", это такая фантазия на тему "Ренессанс", с дополненными романтическими элементами.
Изначальные постройки Ивановского монастыря выгорели в 1812 году в пожарах. Долгое время монастырь не восстанавливали. Только после пожертвования большой суммы денег дочерью главы города - Елизаветой Мазуриной, стало возможным построить Ивановский монастырь заново. Для этого все старые постройки снесли (сейчас бы применительно к тем временам, мы назвали бы этот монастырь модным словом "новодел"). А тогда общество считало обычным делом построить новое под старым названием, т.е. воссоздать монастырь.
В монастырском комплексе практически ничего нету от русской и традиционной московской архитектуры. Даже стены здесь не оборонительные, а просто огораживают монастырь. Кстати, Ивановский монастырь включен в «Памятники архитектуры Москвы, Белый город».
Быковский, проектируя Ивановский монастырь, направил ось главного входа в сторону Старосадского переулка и усилил эффект главного входа двумя башнями по сторонам от входа. Такой вход с симметричными башенками при трапезной, известен в России с 18 века, но архитектор не стал проектировать трапезную, а спроектировал открытый дворик перед собором с галереей. Получилось, что пройдя по центральному входу мимо двух башен, попадаешь в во внутреннее пространство двора, окруженного с двух сторон галереями.
Внутренняя отделка собора монастыря очень традиционна.
После постройки Ивановского монастыря в Москве, он стал одним из самых высоких зданий города. Вообще получился интересный архитектурный комплекс зданий с куполом из итальянского собора и византийскими переходами и арочными проемами.