В этом году впервые за несколько лет мне встретилась пара сорок, которая хорошо "сотрудничала", то есть не боялась установленной рядом с гнездом камеры. Конечно, я воспользовался этим случаем для съемок гнездовой жизни сорок, и надо сказать, что это единственное гнездо, которое повезло доснимать с самого начала и до вылета птенцов. Ну а заодно - накопился фотоматериал по росту и развитию птенцов.
Кладка в этом гнезде состояла из семи яиц. Для сорок это типично, хотя встречаются полные кладки из 3-9 яиц, а однажды довелось наблюдать за гнездом, где кладка ограничивалась всего одним яйцом. Все же подавляющее большинство гнезд содержит 5-7 яиц.
Поскольку яйца у сорок откладываются каждый день, а насиживает самка обычно с первого яйца, птенцы всегда разновозрастные. Но самые первые яйца насиживаются не очень интенсивно, поэтому промежутки между вылуплением птенцов оказываются меньше, чем между отложенными яйцами. так было и в этом гнезде. Видно, что птенцы разного размера, и даже еще осталось одно яйцо, но разница в возрасте от первого до последнего птенцов не более трех суток.
В первые же дни после вылупления один из птенцов погиб. Вероятно, младший, хотя не обязательно, в этом возрасте гибель не связана с количеством приносимого родителями корма. Забегая вперед, скажу, что остальные шестеро выросли вполне успешно, такой большой выводок для сорок - редкость.
Только что вылупившиеся сорочата совершенно голые, похожи на красно-розовые кусочки мяса, вдобавок, еще и слепые. Отсутствие пуха у только что вылупившихся птенцов - довольно редкое явление в мире птиц, обычно хоть какое-то опушение присутствует. Но вот у сорок как раз так.
В возрасте 5-6 дней цвет кожи птенцов делается более бледным, и начинают проступать неясные синеватые пятна на месте будущих птерилий, то есть тех участков, где затем станут расти перья.
Еще через два дня пятна становятся более четкими, а пеньки маховых перьев прорывают кожу и вылезают наружу. На фотографии это хорошо видно
Вскоре за появлением зачатков маховых проходят через кожу и пеньки всех остальных перьев, и тут же начинают раскрываться. К 10-дневному возрасту сорочата уже начинают приобретать характерную для взрослых птиц яркую окраску.
В этом возрасте, если в гнезде птенцы оказались разновозрастными, разница между ними хорошо заметна не только по размеру, но и по развитию оперения. Как раз в нашем случае это легко наблюдать.
Двухнедельные птенцы сороки обычно покрыты перьями уже почти целиком, но оперение еще развивается, по окраске оно более бледное, цвета не контрастные, и хорошо заметны остатки пеньков перьев, из которых торчат кисточки.
К трехнедельному возрасту остатки перьевых пеньков видны уже плоховато, кисточки на их концах смыкаются. Оперение становится все более ярким и контрастным.
Проходит еще несколько дней, и птенцы почти готовы оставить гнездо. Летать они еще не могут, но по тревоге могут выпрыгнуть из гнезда, и имеют неплохие шансы на выживание вне его. Наши же птенцы за время съемок привыкли ко мне, и преждевременного вылета можно было не опасаться. Оперение у них развито еще не полностью, на фотографии видно, что вытянувший шею птенец приоткрывает голые участки.
Слетки сорок окрашены уже как взрослые, отличаются меньшими размерами и очень коротким, "не сорочьим" хвостом. Летают они еще плохо, но ловко перепархивают и лазают по веткам. Как правило, в этом возрасте они еще находятся недалеко от гнезда. Хвост будет дорастать до характерного для взрослой птицы состояния еще очень долго, почти месяц, а забота родителей о выводке растягивается на еще более длительный срок. В первые две недели после оставления птенцами гнезда родители продолжают их кормить, а когда птенцы уже едят сами, водят их за собой, обучают, показывают, что съедобно, а что опасно. Тесная связь между взрослыми и молодыми сохраняется как минимум до осени, а иногда и дольше.