Найти в Дзене

Планета Шпицберген: все пути ведут через Тромсё

В соответствии с государственной программой по развитию внутреннего туризма в России осенью этого года планируется запуск чартерных рейсов из Москвы и Мурманска на Шпицберген. Одним из проектов этой программы является «повышение доступности туристических продуктов», и возможность прямых перелетов на далекий и труднодоступный архипелаг позволит россиянам не просто посещать уникальное место, но и делать это без визы. Такие чартеры были и раньше — их выполнял Аэрофлот по заказу треста «Арктикуголь», ведущего на Шпицбергене работы по добыче угля и полезных ископаемых. Но они предназначены для для сотрудников компании и ученых, хотя иногда на рейс брали и туристов. Однако точного графика таких рейсов не существует, да и выполняются они на чаще раза в два месяца.
Реальным же способом добраться на край света был — и пока остается — перелет через Норвегию. Из Тромсе, Киркенеса и Осло (с дополнительной посадкой в Тромсе, как правило) туда выполняют перелеты самолеты авиакомпаний SAS и Norwegian.
А это означает необходимость наличия шенгенской визы, что в нынешнее время является проблемой для россиян. Да и стоимость туров на Шпицберген с учетом перелета начинается от 250 тысяч рублей на человека.
Есть еще, правда, вариант кратковременного посещения архипелага в ходе круизов на морских судах, но там цены совсем не «гуманные».
Таким образом, запуск прямых рейсов позволит снизить стоимость путешествия и не зависеть от «капризов» стран шенгенской зоны.
Все эти сложности, равно как и возможность их преодоления, являются следствием особого юридического положения архипелага, который был зафиксирован в так называемом «Шпицбергенском трактате», подписанном в 1920-ом году в Париже. Позже нюансы корректировались и другими документами, однако международно-правовой статус Шпицбергена не менялся — его территория находится под юрисдикцией Норвегии, но несколько десятков стран имеют право добывать полезные ископаемые и осуществлять здесь любую деятельность, кроме военной, - экономическую, научную и т. д. Но реальную хозяйственную деятельность здесь вели только Норвегия и СССР, а позже — Россия как правопреемник последнего. На практике же Норвегия пытается «выдавить» нас оттуда, и Россия продолжает добычу угля на Шпицбергене только для обозначения своего присутствия в Арктике, основной упор сосредоточив на туризме и науке.
Наша поездка состоялась еще во времена свободного перемещения россиян по Европе, и оптимальным вариантом тогда для нас был автомобильный маршрут из Санкт-Петербурга до Тромсе через Финляндию: дороги хорошие и пустынные, места красивые. В самом Тромсе, городе с населением около 60 тысяч жителей, делать особо нечего. Но в ожидании рейса на Шпицберген можно посетить местные достопримечательности или просто прогуляться по набережной с пришвартованными яхтами и корабликами.  Весь островок, а центр города находится на острове Тромсея, можно обойти за полчаса.

Памятник китобоям и рыбакам, погибшим в море - Fangstmonument
Памятник китобоям и рыбакам, погибшим в море - Fangstmonument

Многие объекты здесь, на 69-ой параллели северной широты, как и на искомом Шпицбергене, носят эпитет «самый северный». Так, здесь находится самый северный в мире Университет — Арктический, и самая северная канатная дорога - Fjellheisen Troms.

-4

Подъем на горный уступ Storshtaynen высотой 420 метров не занимает и 5 минут, а самый дешевый билет стоит почти 1700 рублей (190 норвежских крон).

-5

Но в Норвегии все дорого, а канатные дороги для нас входят в категорию must see, где бы они ни были. Тем более, что вид с дороги и с вершины на город, острова, фьорды и открытое море действительно замечательный.

Стоит только учитывать такой северный нюанс — подъем на любую возвышенность в этих краях связан с пронизывающим насквозь ветром, поэтому даже летом толстовка и куртка не будут лишними. Зато очередей на фуникулер никогда нет, как, в принципе, и везде в Тромсе, а наверху рядом со смотровой площадкой находится панорамный ресторан Fjellstua с камином.

При желании и наличии времени можно подняться еще выше — оборудованная тропка с "периодическими" скамейками ведет в южном направлении на вершину Fløya около 700 метров и до пика Bøntuva на высоте 712 метров. Время работы фуникулера — с 09:00 до 01:30 с интервалом в 30 минут. Обратно можно спуститься своим ходом.
Подъемник находится на материке и с острова к нему ходит автобус-шаттл Fjellheisen, но и пешком через мост дорога займет не более получаса.
По пути можно посетить лютеранскую церковь Tromsdalen, более известную как Ishavskatedralen - Арктический собор.

-8

Она построена в современном стиле и из современных материалов - бетонных панелей с алюминиевым покрытием, а на фасаде главного входа примечательна стеклянная мозаика с христианской символикой.

-9

Если подойти туда к 14.00, то можно попасть на получасовой органный концерт, который проходит ежедневно, кроме понедельника. Меха самого северного органа сделаны из оленьих шкур. Билет стоит 70 крон – это примерно 600 рублей, за концерт доплачивать не надо.
Прямо на берегу океана, за отелем Enter Amalie, находится Музей троллей (Troll Museum), созданный с использованием AR - технологии дополненной реальности.

ВИДЕО МУЗЕЯ ТРОЛЛЕЙ

За полторы тысячи (180 крон) можно узнать о норвежских троллях все, «что вы стеснялись спросить». Но, в общем, музей рассчитан на детей, а осмотр экспозиции займет максимум минут сорок.

Что действительно понравилось в Тромсе — самый северный ботанический парк Tromso Botaniske Hage. Он работает при Арктическом Университете и называется  «Арктическо-альпийский ботанический сад». Высокогорные и полярные растения высажены здесь в соответствии с климатическими зонами, некоторые из них эндемики, и увидеть их можно только здесь. Вход в сад бесплатный и погулять в нем можно круглосуточно, в отличие от других достопримечательностей Тромсе, работающих, как правило, до 18.00.

Университету принадлежит и музей Polaria с самым северным в мире аквариумом, где содержатся обитатели полярных морей - рыба, моллюски и ракообразные, а также представители арктической подводной флоры. А центром притяжения публики является бассейн с «мимимишными» тюленями, куда во время их кормления стекаются все посетители.

Также здесь можно посмотреть фильмы о северной природе в специальном панорамном кинотеатре и получить информацию на регулярных тематических выставках. Структура самого здания музея имитирует нагромождения ледяных глыб на берегу океана и весьма органично вписывается в окружающий пейзаж.

Билет в музей недешев – 220 норвежских крон, то есть примерно 1900 рублей.
Также в Тромсе позиционирует себя самой северной в мире пивоварней фабрика Mack Bryggeri с магазином Kjeller 5 и пабом Ølhallen в подвале.

Пивоварня находится в южной части центральной улицы Тромсе Storgata. Но, как мы узнаем позже на Шпицбергене, пиво варят и севернее Тромсе.
Несколько зданий бывшей таможни в порту занимает теперь Полярный музей – Polarmuseet, посвященный истории освоения Арктики, китобойному промыслы и охоте на тюленей.

За вход надо заплатить 100 норвежских крон (850 рублей). В музее хранятся вещи русских поморов и артефакты из экспедиций Виллема Баренца и двух великих норвежцев - Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена.

Тромсе вообще называют «воротами» в Северный Ледовитый океан, и он был отправной точкой многих полярных экспедиций, в том числе и экспедиций Амундсена. Даже здание музея когда-то было базой команды этого исследователя Арктики, а последние годы своей жизни Амундсен прожил в Тромсе. Недалеко от его дома, кстати, рядом с гаванью находится бронзовый памятник путешественнику.

-17

Для нас Тромсе тоже стал последней материковой точкой перед отправкой на Шпицберген, но об этом далее...