У побережья Куршского залива есть посёлок, который обладает уникальным качеством – гости нашего края, да и калининградцы, скорее вспомнят его восточно-прусское название, нежели советско-российское. Это связано с тем, что Шаакен устойчиво ассоциируется с первыми замковыми развалинами, которые научились использовать в коммерческих целях в современном посёлке Некрасово. Отправляясь в путешествие по Шаакену следует сделать важное уточнение: история, как о прошлом, так и о настоящем, будет сразу про три населённых пункта, ведь Шаакен представлял собой Кёнигсберг в деревенской миниатюре – он также состоял из нескольких поселений, зависимых от замка.
А всё начиналось с прусской крепости Зоке, расположенной в нескольких километрах южнее залива Куришес Хаф. Она была завоевана «крестителями огнём и мечом» в 1256 году. Впервые же упоминается в небезызвестном договоре от 1258 года о разделе Самбии между Орденом и духовенством: земля Зоке осталась за рыцарями, поэтому позже завоеванный соседний Повунден (совр. Храброво) пришлось уступить епископу.
Позже название поселения упоминается как Шокин, что со временем трансформируется в известную нам форму – Шаакен (нем. Schaaken). По всей видимости происходит оно от прусско-литовского слова «шокис» - «трава».
Владение землёй было сохранено за прусским вождём, который вместе с соплеменниками выступил против Ордена во время Второго «великого» прусского восстания. Однако его сопротивление оказалось коротким – нобиля убили (по другим данным – он бесследно пропал) ещё в первый год освободительной войны.
К началу восстания в Шаакене уже началась перестройка прусской крепости в тевтонский форпост, а к 1270 году был укреплён вал, построены новые палисады, помещения для гарнизона и кнехтов, склады и конюшни, с помощью плотины на реке заполнили водой ров. Крепость стала резиденцией ландфогта (орденский управляющий землёй).
После появления замка с рыцарями, вокруг Шаакена стали активно селиться ремесленники, огородники и подмастерья, обслуживающие рыцарей. Появились трактиры, ибо любой путник предпочитал останавливаться на ночлег у замковых стен, а не в обычной деревне. Так образовалось первое поселение, за которым закрепилось название Лишка Шаакен (нем. Liska Schaaken). Историки уверены, что оно происходит опять же от прусско-литовского слова «liskis» - «военный лагерь». Это есть будущий посёлок Некрасово.
На берегу залива располагалась прусская рыбацкая деревня, которая подчинялась замку, что отражено в первой части названия – Шааксвитте (нем. Schaaksvitte), а окончание связано с трактиром Витте, с которого и началась деревня. Сегодня эту местность мы знаем как посёлок Каширское.
При тевтонцах здесь появилась удобная гавань с укреплённым берегом, постепенно ставшая небольшим портом, в котором происходила выгрузка рыбы с небольших парусных деревянных плоскодонных лодок (куренасы), занимающихся промыслом в заливе. Для контроля за оборотом рыбы, на вылов которой необходимо было приобретать лицензию, в Шааксвитте располагался дом орденского наместница - фишмайстера. Рыба скупалась у рыбаков и складировалась в порту и замковом форбурге.
Юго-восточнее Шаакена формируется третье поселение, которое упоминается ещё в 1280 году. Здесь был построен католический храм, отсюда и название – КирхШаакен (нем. Kirch Schaaken). Сейчас оно известно нам как посёлок Жемчужное.
Точную дату строительства кирхи установить невозможно: разброс от 1280 до 1350 годов. Но, если предположить, что первое упоминание деревни связанно именно с фактом строительства храма (что весьма логично), то получается, что это одна из самых древнейших кирх на территории Калининградской области.
Храм представлял собой классическое для этих земель строение из валунов и кирпича с башней высотой около 29 метров, которую было видно из замка. Внутри неф состоял из трёх пролётов и имел звёздчатые своды. Хоры с деревянный потолком и неф разделяла высокая триумфальная арка готической формы. В 1734 году был установлен орган легендарного кёнигсбергского мастера Каспарини, который позже обновила другая звезда - Терлецки. На башне кирхи располагалось три колокола.
В контексте кирхи важно отметить, что на территории Шаакена проживало исключительно прусское население, немецких колонистов практически не наблюдалось. Здесь хранился прусский язык и традиции примерно до середины XVII века. Да, шаакенские пруссы отказались от язычества, но не языка, поэтому в кирхах на проповедях рядом с пастором находился переводчик на прусский язык.
Местный гарнизон тоже возглавляли только те рыцари, которые за годы на земле пруссов не только точили мечи и усердно молились, но и изучали язык аборигенов. Это было важно, т.к. местные охотно шли служить помощниками рыцарей.
В 1328 году замок начали перестраивать в камне. Он должен был стать пятой крепостью в оборонительной линии вдоль Куршского залива для защиты тевтонских владений в Самбии от набега литовцев, против которых Орден начал активные действия.
Как и соседний замок Повунден, новая крепость Шаакена стояла не на прямоугольной, а почти круглой площадке, соответствующей геометрии прусского укрепления Зоке. Некоторые историки объясняют это экономией, но мне кажется, что всё ж таки важным фактором было время – набеги со стороны Литвы учащались и становились всё более разрушительными.
По периметру вала возвели мощную каменную стену. Замок и въездные ворота располагались на севере, их безопасность обеспечивалась площадкой между стеной и замком и подъемным мостом. Во внутреннем пространстве к оборонительным стенам пристроили жилые помещения, конюшни, кухню, прочие хозяйственные строения. Замок располагал двумя форбургами. Малый из них, на северо-западе, фактически был островом. Второй, на востоке имел форму трапеции. Все они отделялись от замка рвами и мостами.
В 1331 году Шаакен является центром каммерамта – одной из восьми административных единиц, на которые поделили Самбию. В замке располагалась резиденция камерария – управляющего и надзирателя за землями, принадлежащими Тевтонскому ордену. Он был наделён крайне широкими правами в вопросе наказания крестьян. Поэтому в замке проводились суды, а подвалы превратили в тюрьму и пыточную.
В 1352 году замок сдал свой первый экзамен – его атаковали литовцы под предводителем Ольгерда и Кейстута. Он выстоял, но вот поселение вокруг серьёзно пострадало. Потом было еще несколько попыток овладеть этим тевтонским укреплением, включая и осаду в 1370 году, всё теми же литовскими братьями, когда они шли в сторону Рудау (совр. пос. Мельниково). «Крепкий орешек» Шаакен расколоть литовцам так и не удалось, вплоть до конца существования Тевтонского государства.
Это вселяло уверенности в местных жителей, число которых неуклонно росло. К концу XIV века упоминается два трактира (первый открылся в 1370 году), два сапожника, пекарь, мясник и большое количество ремесленников. Даже было два свободных садовода со своей землёй и одной лошадью на двоих.
С 1397 года Шаакен перестаёт быть центром каммерамта и входит в состав Кёнигсбергского комтурства. С этого времени самым важным человеком Шаакена является управляющий замком рыцарь (пфлегер). Любопытно, что работа в Шаакене некоторым рыцарям позволила существенно подняться по служебной лестнице. Наверное, помогали военные успехи крепости.
Например, в 1397-1399 годы в Шаакене служил Николаус Бильцш, которого затем повысят до управляющего такими важнейшими замками как Тапиау и Инстербург. А вот Генрих Хольт станет Верховным маршалом (военный министр, второй человек в тевтонской иерархии) при Великом магистре Пауле фон Русдорфе (занимал должность в 1422-1441 годы). Почти все остальные пфлегеры в итоге переходили на управление городами.
Продолжение истории вы можете прочесть в книге Дмитрия Галлиса «Прусская Атлантида: исторический путеводитель по Калининградской области. Запад», которую можно приобрести отправив заявку на почту автора, либо через сайт проекта:
- Эл.почта для заказа: knowprussia@yandex.ru
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»)
P.S.: Подборка статей «Шаакен – «деревенский Кёнигсберг»:
- Часть 1/2: Три деревни у неприступной крепости Куршского залива и незатухающий очаг прусского языка.
- Часть 2/2: Архиепископ Пруссии и бунтовщики, Петра I и Суворов, детский-дом для немецких сирот и музей.