Художники в разные времена брали для своих картин библейские сюжеты. Возникло огромное количество изображений, ставящих людей в тупик и заставляющих усомниться, что перед ними, икона или картина. На самом деле определить это нетрудно, достаточно знать главные отличия, которые условно можно разделить на три группы:
- внутренние (богословские) отличия,
- внешние (стилистические) отличия,
- отличия в восприятии.
Внутренние (богословские) отличия
1. Источник вдохновения
Икона: Откровение Божие и мировоззрение Церкви.
Картина: Фантазия и воображение художника, его собственное мироощущение, живая модель.
2. Особенности создания
Икона: Следование канонам и древним иконам, строгое внимание к фактам Священной истории, к Преданию, священным текстам, свидетельствам современников, подписывается имя святого.
Картина: Ярко выращенная индивидуальность и манера письма автора, факты могут игнорироваться, подписывается именем автора.
3. Процесс создания
Икона: Служение и аскетическое делание.
Картина: Самовыражение автора.
4. Образы
Икона: Бесстрастные, без эмоций, вызывают благоговение, принадлежат духовному миру.
Картина: Эмоциональные, вызывают чувства, принадлежат душевному миру.
5. Отношение к благодати
Икона: Благодатность.
Картина: Безблагодатность.
6. Отношение к красоте
Икона: Божественная красота.
Картина: Земная красота, искажённая грехом.
7. Назначение
Икона: Молитва, духовное делание, богослужение, познавательная и просветительная функция.
Картина: Любование, переживание эмоций, развлечение.
8. Характер общения
Икона: богообщение, общение со святыми.
Картина: общение с автором и его идеями, образом мыслей.
Внешние (стилистические) отличия
1. Особенности изображений
Икона: Условность, удлинение пропорций, раскрытие внутреннего смысла предметов, идея преображенной плоти, «истончённая телесность», все детали несут символический смысл.
Картина: Нет никаких правил (от абстракции и символизма до реализма), подчёркнутая телесность (торжество плоти), греховность, биологизм.
2. Пейзаж, природа
Икона: Пейзаж, звери – преображённое творение, горы имеют ступени как символ восхождения.
Картина:: Пейзаж не несёт духовного смысла.
3. Пространство
Икона: Обратная перспектива (преимущественно), идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний (расхождение параллельных линий), все изображения на первом плане.
Картина: Прямая перспектива (уменьшение объектов на дальнем плане, схождение параллельных линий), многоплановость изображений.
4. Изображение света
Икона: Отсутствие внешнего источника света. Свет (символ святости) исходит от ликов и фигур святых, отсутствие теней.
Картина: Внешний источник света, тени.
5. Цвет
Икона: Символическая функция, применение золочения.
Картина: Колористическая функция, зависит от намерений и вкуса художника.
6. Отношение ко времени
Икона: Единовременность изображения: все события происходят сразу.
Картина: Единовременно изображается только одно событие.
Восприятие человеком и отношение
1. Восприятие
Икона: Восприятие как святыни, предстояние в молитве.
Картина: Созерцание, получение эстетического наслаждения и душевного удовольствия.
2. Отношение
Икона: Почитание, поклоны, целование, возжигание свечей рядом.
Картина: Отношение как к предмету, имеющему эстетическую и материальную ценность.
Необходимо помнить, что икона – это окно в вечность, поклонный образ, отражающий святость изображённых на ней лиц.
Поэтому при создании икон нужно строго следовать многовековым правилам и традициям, сложившимся в Церкви, исходить из правильного понимания христианских догматов, святоотеческой аскетики и благочестия, всячески пресекать желание самовыражаться, интерпретировать и реализовать собственные представления о Боге и святых.
Личность иконописца должна быть полностью подчинена Божьей воле и свободна от страстей и желания самоутвердиться. Без веры, созерцательного опыта, молитвенной практики, знания символического языка и выверенных веками приёмов иконописи невозможно отобразить вечное и создать подлинный образ святого. Для этого нужно, чтобы иконописец имел соответствующее церковно-художественное образование и участвовал в жизни Церкви.
Икона создаётся в синергии со Святым Духом, поэтому духовное состояние иконописца крайне важно для сохранения литургичности иконописных образов. Иконописец должен быть глубоко воцерковлённым человеком, иметь духовника и нести ответственность за результаты своего творчества.