Найти в Дзене
Белые одежды

Основные отличия иконы и картины

Оглавление

Художники в разные времена брали для своих картин библейские сюжеты. Возникло огромное количество изображений, ставящих людей в тупик и заставляющих усомниться, что перед ними, икона или картина. На самом деле определить это нетрудно, достаточно знать главные отличия, которые условно можно разделить на три группы:

  • внутренние (богословские) отличия,
  • внешние (стилистические) отличия,
  • отличия в восприятии.

Внутренние (богословские) отличия

1. Источник вдохновения

Икона: Откровение Божие и мировоззрение Церкви.

Картина: Фантазия и воображение художника, его собственное мироощущение, живая модель.

2. Особенности создания

Икона: Следование канонам и древним иконам, строгое внимание к фактам Священной истории, к Преданию, священным текстам, свидетельствам современников, подписывается имя святого.

Картина: Ярко выращенная индивидуальность и манера письма автора, факты могут игнорироваться, подписывается именем автора.

3. Процесс создания

Икона: Служение и аскетическое делание.

Картина: Самовыражение автора.

4. Образы

Икона: Бесстрастные, без эмоций, вызывают благоговение, принадлежат духовному миру.

Картина: Эмоциональные, вызывают чувства, принадлежат душевному миру.

5. Отношение к благодати

Икона: Благодатность.

Картина: Безблагодатность.

6. Отношение к красоте

Икона: Божественная красота.

Картина: Земная красота, искажённая грехом.

7. Назначение

Икона: Молитва, духовное делание, богослужение, познавательная и просветительная функция.

Картина: Любование, переживание эмоций, развлечение.

8. Характер общения

Икона: богообщение, общение со святыми.

Картина: общение с автором и его идеями, образом мыслей.

Внешние (стилистические) отличия

1. Особенности изображений

Икона: Условность, удлинение пропорций, раскрытие внутреннего смысла предметов, идея преображенной плоти, «истончённая телесность», все детали несут символический смысл.

Картина: Нет никаких правил (от абстракции и символизма до реализма), подчёркнутая телесность (торжество плоти), греховность, биологизм.

2. Пейзаж, природа

Икона: Пейзаж, звери – преображённое творение, горы имеют ступени как символ восхождения.

Картина:: Пейзаж не несёт духовного смысла.

3. Пространство

Икона: Обратная перспектива (преимущественно), идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний (расхождение параллельных линий), все изображения на первом плане.

Картина: Прямая перспектива (уменьшение объектов на дальнем плане, схождение параллельных линий), многоплановость изображений.

4. Изображение света

Икона: Отсутствие внешнего источника света. Свет (символ святости) исходит от ликов и фигур святых, отсутствие теней.

Картина: Внешний источник света, тени.

5. Цвет

Икона: Символическая функция, применение золочения.

Картина: Колористическая функция, зависит от намерений и вкуса художника.

6. Отношение ко времени

Икона: Единовременность изображения: все события происходят сразу.

Картина: Единовременно изображается только одно событие.

Восприятие человеком и отношение

1. Восприятие

Икона: Восприятие как святыни, предстояние в молитве.

Картина: Созерцание, получение эстетического наслаждения и душевного удовольствия.

2. Отношение

Икона: Почитание, поклоны, целование, возжигание свечей рядом.

Картина: Отношение как к предмету, имеющему эстетическую и материальную ценность.

Необходимо помнить, что икона – это окно в вечность, поклонный образ, отражающий святость изображённых на ней лиц.

Поэтому при создании икон нужно строго следовать многовековым правилам и традициям, сложившимся в Церкви, исходить из правильного понимания христианских догматов, святоотеческой аскетики и благочестия, всячески пресекать желание самовыражаться, интерпретировать и реализовать собственные представления о Боге и святых.

Личность иконописца должна быть полностью подчинена Божьей воле и свободна от страстей и желания самоутвердиться. Без веры, созерцательного опыта, молитвенной практики, знания символического языка и выверенных веками приёмов иконописи невозможно отобразить вечное и создать подлинный образ святого. Для этого нужно, чтобы иконописец имел соответствующее церковно-художественное образование и участвовал в жизни Церкви.

Икона создаётся в синергии со Святым Духом, поэтому духовное состояние иконописца крайне важно для сохранения литургичности иконописных образов. Иконописец должен быть глубоко воцерковлённым человеком, иметь духовника и нести ответственность за результаты своего творчества.

Картина художника Эль Греко "Христос" и икона середины VI века Христос Пантократор из Синайского монастыря
Картина художника Эль Греко "Христос" и икона середины VI века Христос Пантократор из Синайского монастыря