Рынок как часть экспозиции — любопытная особенность музеев Самарканда

Хотя в багаже у меня к настоящему времени 31 страна, большая часть из них — это Европа. Если не считать Турцию и Кипр, настоящую Азию я начал открывать для себя только в 2020 году, когда слетал зимой на Шри-Ланку.

Суть в том, в восточных странах мне все кажется новым, и Узбекистан, где я побывал в марте 2023-го не стал исключением. В итоге даже простая пешая прогулка по центру Самарканда без заходов в музеи воспринималась мной как полноценная экскурсия. Ну а с посещением музейных объектов это ощущение только усиливалось.

Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде — место нашей первой экскурсии
Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде — место нашей первой экскурсии

В первый день я не придал этому особого значения

Между тем, во время экскурсии по мавзолею Тимура (Гур-Эмир) мы как-то сами не заметили, как нас завели в помещение, где совершенно другой человек, не наш экскурсовод, сначала сообщил нам несколько фактов, часть из которых ранее рассказал основной гид, а затем начал предлагать купить у него ткани. Тогда мы ничего покупать не стали и как-то забыли об этом.

Но на другой день все повторилось

Причем если при мавзолее Рухабад было понятно, что прилегающая территория — это небольшой рынок, то во время осмотра ансамбля площади Регистан все было иначе.

Для начала в медресе Улугбека, которое является старейшим на площади, рынок обнаружился в помещении, заявленном как комната жениха и невесты. Но куда интереснее получилось в медресе Тилля-Кари, где нас пригласили посмотреть жилище "профессора" (то есть преподавателя медресе), где также была сувенирная лавка.

Там за слоем туристических безделушек действительно можно было увидеть интересные детали, на которые нам честно указал хозяин лавки, хотя к этому моменту мы даже еще ничего не купили. Это ниши для освещения, книг, а также камин, который имел место далеко не в каждой жилой келье.

Ниши под лампы в комнате профессора в медресе Тилля-Кари
Ниши под лампы в комнате профессора в медресе Тилля-Кари

* * *

Позже подобные мини-рынки меня уже не удивляли. Ни в Самарканде, ни, забегая вперед, при достопримечательностях Шахрисабза. Но все же больше всего мне запомнилась их организация именно при зданиях из ансамбля Регистана.

У сегодня это все. В следующих заметках я продолжу рассказывать про Узбекистан и не только.

Вы же пока подписывайтесь на канал, а также на мой телеграм-канал, чтобы оставаться на связи, на ютуб-канал, где я публикую длинные ролики из ближних и дальних поездок, и на группу В Контакте, где я в реальном времени публикую заметки во время путешествий.