240. Литературный клуб в иностранке. Занятие 3 - Игнасиу ди Лойола Брандао.

Продолжение. Предыдущая статья:
Занятие 2. "Plebiscito", Artur Azevedo. Третья встреча нашего литературного клуба состоялась 22 мая прошлого года.

Продолжение. Предыдущая статья:
Занятие 2. "Plebiscito", Artur Azevedo.

Третья встреча нашего литературного клуба состоялась 22 мая прошлого года. В тот день на занятие, к моей большой радости, пришло 13 человек - до этого число участников не превышало десяти. И наш родной зал на этот раз никто не занял.

ЧТО ЧИТАЛИ?

Вы знали, что я уже около года нахожусь в поиске материалов для литературных встреч? Даже не смотря на то, что у меня компьютер под завязку забит бразильской литературой, я все время что-то отбраковываю и ищу новые произведения.

Что мне подойдет? Небольшой рассказ или отрывок из крупного произведения, где есть диалоги, где легко можно выделить три-четыре части, где можно посмеяться, иногда сквозь слезы. Я не беру ужастики или психологически тяжелые сюжеты, потому что никогда не знаю, кто ко мне придет - мало ли... И автор каждый раз новый.

И вот я наткнулась на рассказ из сборника "Cadeiras Proibidas" ("Запрещенные Стулья") автора Ignácio de Loyola Brandão.

"Запретные/Запрещенные стулья"
"Запретные/Запрещенные стулья"

Мое внимание привлекло довольно необычное название рассказа - "A jovem que não quis atravessar a rua" (Девушка, которая не захотела переходить через дорогу).

Наше занятие

Приглашаю, как обычно, почитать вместе с нами.

Разогрев.

Была у меня такая задумка - в начале каждого занятия вспоминать предыдущее. Поэтому я предложила "старичкам" рассказать "новеньким" содержание рассказа "Plebiscito". Это неожиданно оказалось сложно - в нашей группе разница в уровне языка может быть оооооочень большой, ведь мы зовем к себе всех желающих, хоть и предупреждаем, что читаем истории в оригинале и говорим только на португальском.

В общем, я решила больше не давать такое задание.

Чтобы все-таки разговорить собравшихся, я предложила им цитаты из первых двух рассказов - нужно было в парах поделиться своими мыслями.

Вот эти цитаты:

Продолжение. Предыдущая статья:
Занятие 2. "Plebiscito", Artur Azevedo. Третья встреча нашего литературного клуба состоялась 22 мая прошлого года.-3

Перевод:

  • Если бы я знал, я бы не спрашивал.
  • Нет ничего постыдного в том, чтобы не знать какое-нибудь слово.
  • ... не стоит злиться из-за такой малости.
  • Богатые подарки только богатые люди получают.
  • Мое имя не только мое.

Можно было выбрать любую из фраз и обсудить. Угадайте, о чем говорили сидящие рядом три Даши.

Среди нас были трое милейших гостя, которые совсем недавно начали учить португальский, но мы и с ними немного смогли поболтать - на тему имен.

Рассказ

Я объявляю название и спрашиваю - кто-нибудь с этим автором или с книгой знаком? Нет? Прекрасно!

Так гораздо интереснее - сохраняется интрига.

Так как в рассказе есть дорога, то мы повторили слова по теме. Сначала группа вспомнила лексику, относящуюся к дорогам и машинам, потом я предложила проверить именно те слова, которые нас ожидали впереди:

Продолжение. Предыдущая статья:
Занятие 2. "Plebiscito", Artur Azevedo. Третья встреча нашего литературного клуба состоялась 22 мая прошлого года.-4

По ссылке ниже вы можете выполнить это задание и проверить свои знания:

Задание 1. Посмотрите на первую часть текста и ответьте на вопросы:

  1. Quantos personagens tem neste conto?
  2. Onde eles estão e o que eles querem fazer? Por quê?
Observou a jovem parada na esquina, aproximou-se, solícito.
– Vou ajudá-la a atravessar a rua!
– Não quero atravessar coisa nenhuma.
– Claro que quer. É que aqui o trânsito é 1) ______ (terrível). Mais de dez foram atropelados nessa esquina.
– Meu senhor! Estou esperando uma pessoa! Não quero atravessar a rua.
– Vai atravessar! Fique calma, sei como trabalhar aqui, é o meu ponto.
– Ponto?
– De ação. Cada um de nós tem um ponto. Ganhei esse, tive sorte. É um belo ponto!
– Ganhou o que de quem? 2)_______ (está louco)?
Ele mostrou-se irritado. Estava tentando ajudar, era a sua missão e recebia a recusa, a rejeição, era mal 3)_______ (entendido). Bem que havia sido alertado. O ser humano vive uma fase ruim, ninguém quer se abrir com os outros, desconfia-se de todos os gestos. Ele via que a jovem estava 4)_______ (impaciente) para atravessar, esperava uma oportunidade, mas os carros não davam 5)_______ (chance), era um egoísmo só. Estacionavam para-choque com para-choque e riam de quem não conseguia passar entre eles. Outros fingiam que paravam e, quando a pessoa colocava os pés na rua, arrancavam com os pneus cantando, divertiam-se com os 6)_______ (pavores), os sustos. Certa vez, uma velha que voltava do supermercado atirou ao ar as compras, os ovos se quebraram. Desde então, ela costuma ficar por ali, 7)_______ (vigiando), e joga ovos podres nas capotas dos carros, nos para-brisas. Quando tem a sorte de encontrar janelas abertas – coisa rara, hoje, uma vez que todos temem 8)_______ (roubos) – joga os ovos no colo das pessoas e fica antecipando o horror pelo 9)_______ (cheiro muito ruim).

Задание 2. В этом тексте были пропущены несколько слов, в скобках рядом указаны их синонимы. Вставьте пропущенные слова из списка:

Продолжение. Предыдущая статья:
Занятие 2. "Plebiscito", Artur Azevedo. Третья встреча нашего литературного клуба состоялась 22 мая прошлого года.-5

Послушайте аудио и проверьте себя. (ссылку на аудио я дам в конце).

✍️ После этого можно прочесть текст еще раз, отметить незнакомые слова, попробовать понять их значение по контексту, а потом проверить в словаре.

Задание 3. Просмотрите текст и скажите, что там происходит с персонажами. Прочитайте еще раз и вставьте пропущенные слова (в списке два лишних слова):

ENFRENTA * ESPAÇO * FAVOR * GROSSEIRA * JAMAIS * ME * NADA * SACO * SENTIDO * TUDO * VOU

– Por que você é 10)_______ com uma pessoa que procura fazer o bem?
– Você não quer fazer o bem! Quer encher o meu 11)______! Essa cidade anda cheia de loucos e não tem ninguém para nos defender.
– Louca é você, que tenta atravessar a rua, não consegue e recusa a ajuda. Finge que não quer atravessar, para não ficar me devendo um 12)_______. Pensa que vou pedir dinheiro. Não quero nada. Nada! Minha recompensa eu sei qual é ao fazer o bem.
– Você 13)_______ conhece?
– Não!
– Sabe onde moro? Onde 14)______?
– Não.
– Então não pode saber se quero ou não atravessar a rua.
– Minha menina! É uma coisa tão fácil atravessar essa rua. Por que não 15)_______ logo o problema?
– Odeio que me chamem de menina! Odeio. Além disso, não existe problema. Nunca foi, nunca será. 16)_______ atravessarei essa rua, não quero, não vou, não vou, não vou…
– Está ficando histérica. E 17)_______ por cinco metros.
– Podia ser mil quilômetros.
– Não existem ruas com mil quilômetros de largura. Conhece alguma?
– Estou falando em 18)_______ figurado!

Проверить себя можно, прослушав аудио.

✍️ Новые слова жаждут с вами познакомиться!

Задание 4. Как вы думаете, что произойдет дальше? Придумайте возможный ход событий. Потом прочтите и проверьте, получилось ли у вас угадать.

“Ela não me entende e nem eu a ela”, pensou o homem, sem desanimar. Tinha sido alertado que era assim mesmo. Uma luta. Guerra a ser travada todos os dias, em todas as ruas. Humanos não compreendem humanos, nem querem entender. Qual a maneira correta de agir? Seria uma vergonha abrir o Manual na frente da jovem e consultar as regras. Ele tinha certeza de que existia um capítulo denominado “Maneiras certas para ajudar pessoas a atravessar as ruas”. Com itens precisos sobre cegos, deficientes físicos, mentais, pessoas normais, arredias, intransigentes, intolerantes, indecisas, chatas, pernósticas, petulantes, arrogantes, tímidas, insolentes, beatas. Era tão complexo o Manual, passara o mês inteiro a ler e a tentar decorar, fazia confusão, eram mais de mil páginas em papel-bíblia. A determinação era expressa: jamais consultar as normas diante dos necessitados. Indicaria insegurança, incompetência. E se corresse, por um instante, ao arbusto atrás do qual se escondia a velha que atirava ovos? No entanto, a velha era irascível. Assim que ele entrou no arbusto, ela gritou: “Fora, fora, fora, pusilânime. Vá cumprir sua tarefa, ajudar as pessoas a atravessar a rua. Faz dias que não cumpre o seu dever. Fora, fora!”. Com medo que ela atirasse um ovo podre fedorento, ele se afastou. Andou um pouco, escondeu-se no umbral de uma casa de tijolos avermelhados e, de costas para que a jovem não visse, consultou o Manual. Quatro mil páginas. Custou a encontrar o parágrafo que se referia a Relutantes. Leu uma, duas vezes para certificar-se que faria a ação correta e voltou. O Manual recomendava que poderia usar força, abusar da violência caso o relutante recusasse. Era o que faria. A jovem ia atravessar na porrada! Disposto a agarrá-la, chegou à esquina. Não a viu. Mas ouviu.

✍️ Много в этом отрывке незнакомых слов? Мое любимое: pusilânime (малодушный, трусливый). А ваше?

Задание 5. Прочтите последние три предложения в предыдущем отрывке. Как вы думаете - где девушка? Что именно услышал мужчина?

Проверьте свои идеи:

– Olá, olá!
A jovem estava do outro lado da rua.
– Viu? Atravessei, sem precisar de você.
– Então, mentiu! Queria mesmo atravessar.
– Naquela hora, não queria. Quis depois!
– Minha intuição estava certa! Você não podia fazer isso.
– Fiz. Você é incompetente. Perdeu a sua ação de hoje.
– Maldita! Amaldiçoada sejas! Me enganou. Sabia. Sabia de tudo!
Ela riu, abriu a bolsa, exibiu triunfante um livro azul-marinho.
– Segui o meu Manual. Ele é o contrário do seu!

Ну как? Никак не ожидал он такого вот конца? А вы ожидали?

✍️ Есть ли необходимость заглянуть в словарик?

Нам на занятиях чаще всего везет - находится кто-нибудь, кто может объяснить новые слова. Если попадается особенно крепкий орешек, то объясняю я (или кто-нибудь успевает контрабандой загуглить все, что надо).

🙂🙃🙂

Неплохим упражнением станет чтение рассказа по ролям - со словами автора или без.

Можно скачать весь рассказ по ссылке:

Хотите поиграть со словами из текста? (ссылка под изображением)

Продолжение. Предыдущая статья:
Занятие 2. "Plebiscito", Artur Azevedo. Третья встреча нашего литературного клуба состоялась 22 мая прошлого года.-6

A jovem que não quis atravessar a rua - Crossword (wordwall.net)

Аудио

На этот раз меня выручила подписчица Алина - ее муж-бразилец наговорил текст рассказа. По удивительному совпадению и у автора, и у рассказчика оказались одинаковыми фамилии. Наш диктор волновался, но с задачей справился в очень краткие сроки.

Алина предупредила меня, что бразильцы не любят торопиться, и их лучше просить о подобных одолжениях сильно заранее. Но на этот раз все получилось быстро.

🏃‍♀️🏃‍♀️🏃‍♀️

Если вам понравилось, приходите к нам на занятия!

А еще, если вам по душе вот такие странные истории, то я могу поделиться с вами сборником Cadeiras Proibidas с моими пометками (за шоколадку).

Это выглядит примерно вот так:

Продолжение. Предыдущая статья:
Занятие 2. "Plebiscito", Artur Azevedo. Третья встреча нашего литературного клуба состоялась 22 мая прошлого года.-7

В книге 97 страниц.

Мне всегда интересно познакомиться с автором, если книга чем-то зацепила. А вам?

В программе "Persona" смотрите интервью с Ignácio de Loyola Brandão:

***

Занятие 4. Um Apólogo

***

Группа иберо-американского культурного центра в ВК

Сайт библиотеки

К КАТАЛОГУ ПУБЛИКАЦИЙ

***

Угостить автора чашечкой кофе:

Хоум 2200 5001 7004 1670

Obrigada do fundo do coração!

***