Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

"Всё это было, было, было..." Глава 6. "Историческое кино в СССР". Часть вторая

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!

"Кинолениниана" в СССР была целой отраслью - начиная от памятников вождю, продолжая книгами - его и о нём, плакатами, портретами, бюстами и бюстиками, и завершая спектаклями и фильмами. Отдельно - ленинские юбилеи. Отмечались они с особою помпой, к ним мастерами культуры принято было готовить отдельные премьеры. Я попробовал подсчитать всех Лениных в советском кино, немного спутался, но получил в итоге, кажется, вполне достоверную цифру - 65. Впрочем, полагаю, наверняка больше. Ленин - самый легендарный персонаж 1/6 части суши. Он бьёт одной левой и нашего Деда Мороза, и их Санта-Клауса заодно вместе с Йолупукки, и всех Бетмэнов, включая мультипликационных. В культурологическом аспекте у нас соревноваться с Лениным может только Пушкин, но - увы - его киноантология едва ли не три четверти беднее (впрочем, вероятно, это - даже и неплохо). Хороши ли были фильмы о Ленине? Да как-то... по-разному. Во многом всё зависело от мастерства режиссёров и сценаристов. И, уж точно, за редчайшим исключением выигрывали те картины, где Ленин просто эпизодически появлялся - как это было, например, в знаменитой сцене с чайником в "Человеке с ружьём". Или в обеих версиях "Хождения по мукам", где выступающий с балкона вождь - лишь некоторая знаковая константа времени, зловещая руна на эпическом полотне с миллионами персонажей "человеческой икры".

Нет, это не обиженный сатир с козлиными ногами под долгополым пальто. Это красавчик Родион Нахапетов в фильме "Сердце матери"
Нет, это не обиженный сатир с козлиными ногами под долгополым пальто. Это красавчик Родион Нахапетов в фильме "Сердце матери"

Любознательным искателям новейшего поколения, полагаю, показались бы забавными "туристические" названия киноленинианы. Уверен, что, не зная этот имярек вообще, молодёжь могла бы трактовать Ленина как знаменитого путешественника Былого (нечто вроде Пржевальского с его лошадью или Миклухо-Маклая): "Ленин в Париже", "Ленин в Польше", "Ленин в Швейцарии"... Фильм "В начале века" запросто можно было бы назвать "Ленин в Шушенском". Добавим сюда же "По путёвке Ленина" (интересно - куда?) и глобальное "На одной планете". Целый "Клуб кинопутешествий"!

Но, слава богу, одними Лениными историко-революционный жанр не ограничился, он был столь же велик и многообразен, сколь многообразен может быть энтомологический мир сельвы. Тут были и эпики (вроде "Красных колоколов", "Две жизни", "Мы, русский народ", "Семьи Коцюбинских"), и довольно увлекательно сделанные революционно-биографические ленты ("Олеко Дундич", "Александр Пархоменко", "Петерс", "Николай Бауман"), безусловным лидером среди которых, конечно же, остаётся до сих пор "Чапаев"...

А что, картошка? Ты думаешь, картошка – это так вот просто, сварил и съел? Не тут-то было! Из картошки знаешь, сколько можно блюд приготовить? А ну, считай: картошка жареная, отварная, пюре, картофель фри, картофель пай. Картофельные пирожки с мясом, с грибами и так далее. Картофельные оладьи, картофельная запеканка, картофель тушеный с черносливом, картофель тушеный с лавровым листом и с перцем, картофель молодой отварной с укропом, шаньги… И это только блюда из картошки….
А что, картошка? Ты думаешь, картошка – это так вот просто, сварил и съел? Не тут-то было! Из картошки знаешь, сколько можно блюд приготовить? А ну, считай: картошка жареная, отварная, пюре, картофель фри, картофель пай. Картофельные пирожки с мясом, с грибами и так далее. Картофельные оладьи, картофельная запеканка, картофель тушеный с черносливом, картофель тушеный с лавровым листом и с перцем, картофель молодой отварной с укропом, шаньги… И это только блюда из картошки….

Особой любовью советского кинозрителя был историко-приключенческий жанр, в котором с разной степенью навязчивости марксистко-ленинская философия доносилась вкупе с динамичным сюжетом, яркими персонажами и порою даже элементами "вестернизации", что лишь добавляло увлекательности к происходящему на экране. Индейцы, ковбойцы, дилижансы умело заменялись на "белых", "махновцев", басмачей и тачанки, и жаркие годы революции и Гражданской оказывались облачёнными в комиссарские "пыльные шлемы", сексуальные чёрные кожанки (и - заодно уж - в ладные белогвардейские мундиры). Именно этому жанру обязан своеобразный процесс реабилитации Белой Гвардии, когда противоборствующая сторона всё чаще и всё отчётливее обрисовывалась с некоторой даже симпатией и сочувствием, а "белые" оказывались не все сплошь типажами вроде противного Валерьяна Оноли из "Хождений по мукам", а ещё и Брусенцовым из "Служили два товарища", есаулом Калмыковым из "Тихого Дона", колоритным Абдуллой из "Белого солнца пустыни" или вовсе уж трагикомичным милейшим женералем Чарнотой из "Бега". У всех у них была своя правда, и когда Владимир Ивашов проникновенно пел "Русское поле" или "Над окошком месяц", одеяло зрительских симпатий как-то незаметно перетягивалось не совсем на "ту сторону", как это диктовалось марксистко-ленинской идеологией.

Через несколько минут весьма противный Бунчук (слева) выпустит пулю в рот настоящему патриоту есаулу Калмыкову
Через несколько минут весьма противный Бунчук (слева) выпустит пулю в рот настоящему патриоту есаулу Калмыкову
Здесь Отчизна моя, и скажу, не тая: — Здравствуй, русское поле, я твой тонкий колосок...
Здесь Отчизна моя, и скажу, не тая: — Здравствуй, русское поле, я твой тонкий колосок...

Не миновал революционно-приключенческий жанр и детективных составляющих ("кто глава белогвардейского подполья?" или "кто предатель?"), даже комедийных (правда, с приставкой "траги") и музыкальных. Совмещая эти, казалось бы, несопоставимые ингредиенты, мастера кино получали удивительные результаты, памятные и сегодня.

"-Живи, Бумбарашка, и помни нас в счастливом будущем мирового коммунизма... Эта какая такая Бумбарашка? - Я Бумбарашка" (Т/Ф "Бумбараш")
"-Живи, Бумбарашка, и помни нас в счастливом будущем мирового коммунизма... Эта какая такая Бумбарашка? - Я Бумбарашка" (Т/Ф "Бумбараш")

Да, советским кинематографистам и было, что показать, и было, что сказать в рамках историко-революционного жанра. И пусть зачастую идеологические рамки использовались ими лишь как формальный повод для съёмок увлекательной картины - зритель в конечном итоге от этого только выигрывал. Замечательный пример - ранний Михалков со своими "Свой среди чужих..." и "Раба любви". Вот уж где безумное смешение жанров: в первом - микс из "спагетти-вестерна" и суровой романтической революционной драмы, во втором - пастельная ретро-лавстори с чеховскими лейтмотивами, мастерски вставленная в фоторамку трагических времён Гражданской.

Трудно вспомнить - где Шакуров плох, но в "Свой среди чужих..." он прекрасен!
Трудно вспомнить - где Шакуров плох, но в "Свой среди чужих..." он прекрасен!
Две изысканно-великолепных роли с высшим мастерством актёрского пилотажа Басилашвили и Калягина. Чехов от синема и эмигрантский Эйзенштейн
Две изысканно-великолепных роли с высшим мастерством актёрского пилотажа Басилашвили и Калягина. Чехов от синема и эмигрантский Эйзенштейн
  • Отвлекусь немного, раз уж речь зашла... Да, многих сейчас раздражает Никита Сергеевич, перешедший окончательно в не самую лучшую, кажется, свою ипостась. Но эти его четыре первых фильма - два уже упомянутых, плюс "Неоконченная пьеса..." и "Несколько дней из жизни И.И.Обломова"... И все, кстати, из нашей непосредственной тематики... Так вот - задумаешься... А и пусть его... чудит!

Последнюю категорию исторического кино не трогаю намеренно. Постоянные читатели канала знают - я никогда не касаюсь темы ВОВ. Табу. Для меня лично. Недостоин. Права такого не имею. Замечу лишь одно: сегодня фильмы о войне мы снимать разучились, делая из неё обёртку для киношоу с компьютерными спецэффектами. "Иваново детство", "Летят журавли", "Офицеры", "Они сражались за родину", "А зори здесь тихие", "Батальоны просят огня" - были о другом.

-9

В предыдущей глава цикла "Всё это было, было, было..." мы вспоминали советское детство - счастливое хотя бы потому только, что у нас было замечательное детское кино. Сегодня же вынужден заметить, что СССР не грех помянуть добрым словом и взрослым - за кино историческое, добротно и профессионально снимавшееся настоящими творцами. Мы тогда не замечали этого, думали даже - а как же может быть иначе? Конечно, такие фильмы просто обязаны быть качественными! Увы, мы тогда не знали многого... что пройдёт несколько десятилетий, и жанр этот превратится в фестиваль вранья и парад-алле дурных фантазий. Что графы и цари станут сидеть у своих дворцов на современных белых скамьях и прогуливаться вдоль достопримечательностей, ещё не построенных. Что, снимая войну, проще всего пустить пару танков и надымить побольше - так дешевле. И, наконец, что просто нельзя в атмосфере безверия сделать что-то хорошее - от того, хотя бы, что просто некому... воздух вокруг современных "кинодемиургов" не сгущается по-особому. Порою, представляя "коллективный образ" этих творцов, никак не могу разглядеть в них... людей. Более всего - некоторых существ с мандибулами вместо ртов, которыми эти первые невнятно что-то урлят, переговариваясь меж собою, и смеются... над содеянным. И над теми, для кого создают свой... продукт. Над нами - то есть.

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Предыдущие выпуски "Всё это было, было, было..", а также много ещё чего - в каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу

"Младший брат" "Русскаго Резонера" в ЖЖ - "РУССКiЙ ДИВАНЪ" нуждается в вашем внимании