Всё это было, было, было,
Свершился дней круговорот.
Какая ложь, какая сила
Тебя, прошедшее, вернет?..
(А.А.Блок)
Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!
У всякой порядочной Империи должна быть своя мифология. Чем сильнее Империя - тем больше мифологем. У всякой мифологии непременен идеологический подтекст. Неидеологизированная Империя разлагается быстрее. Империям молодым - сложнее: чтобы "скрепы" были... выглядели прочнее, им приходится укреплять свою идеологию корневищами, с одной стороны, имеющими к молодым империям вроде бы непосредственное отношение, а с другой - лишь относительную геоэтническую общность. При умелой обработке и подаче обобранные и запертые в резервации индейцы в Америке тоже становятся неотъемлемой частью её мифологии. А у нас, к примеру, - реабилитируется и отливается в бронзу кровавый собиратель земель Грозный (занятно, что последняя попытка относится совсем уж к... сегодняшним дням, когда нам чуть обиженно пытались внушать что-то вроде - ОН ХОРОШИЙ. ДА! ХОРОШИЙ).
В СССР жанр исторического кино был в особом почёте. Ведь если "уметь его готовить", то и киноблюдо на выходе сработает нужным образом, создав у зрителя необходимое поварам восприятие вкуса, запаха и общего ощущения. Вот Пётр I, к примеру... Вы думаете - просто Император? Вот и нет - царь-плотник, царь-революционер, всю жизнь проведший в борьбе с ретроградной оппозицией, упрямо тянущей государство в болото, и развернувший посконную Русь лицом к Европе (правда, сейчас это никакая не Европа, а "коллективный Запад", и прорубленное Петром окно наглухо заколочено крест-накрест). А Емельян Пугачёв? Сами вы разбойники, а Пугачёв мечтал народ освободить от крепостного ига. Пушкин, соответственно, боролся с царизмом - тем самым, что задушил затем и Лермонтова и довёл до умопомрачительного расстройства "заглядевшегося в Россию" Гоголя. А мечтатель Белинский как мог пропагандировал их творчество, но пал в расцвете лет и сил в неравной борьбе с косностью тогдашних нравов и цензурою. Как-то так... Под таким простецким, но верным как духовитая портянка соусом можно было подавать любую историческую киноснедь, зафиксированную на знаменитой своим качеством плёнке Шосткинского комбината "Свема". Великолепнейший образчик нужного взгляда на Историю - "Александр Невский". До сих пор этот сомнительный с точки зрения доказательной научной базы князь (и святой) здравствует в облике Николая Черкасова, как и Чудская битва, псы-рыцари с причудливыми, явно мешающими размахнуться руке и раззудеться плечу, ведрами на головах, и прочие мифы, сложившиеся и ставшие псевдореальностью благодаря талантам создателей картины и потрясающей по красоте и силе воздействия музыке Прокофьева.
Достаточно условно советское историческое кино делилось на три основных категории:
- дореволюционная Россия. Здесь могло быть всё, что угодно, начиная от "Руси изначальной", экранизаций вплоть до народовольцев.
- историко-революционный кинематограф. Пожалуй, самая разветвлённая группа, в неё входили едва не все события, начиная с 1904-1905 гг, Первая мировая, далее - собственно обе революции, гражданская и вплоть до победы над басмачеством. Разгуляться есть где, как понимаете
- Великая Отечественная. Без комментариев
Если докиевская Древняя Русь и всё. плоть до Петра - вообще были птицы редкие (во-первых, дорого, во-вторых - особой идеологии кроме борьбы с "коллективным внешним ворогом" здесь не подошьёшь), то XVIII и XIX столетия представлены были на экранах в достаточном количестве и обстоятельно, зачастую - на хорошей литературной основе.
Вообще, в СССР было в порядке вещей, когда к работе над сценариями привлекались именитые литераторы, историки и узкие специалисты - по Пушкину, например: Тынянов, Модзалевский, Паустовский, Эйдельман... Сравните с нынешними... ээ... "изделиями" на историческую тематику, где всё безбожно переврано (или вовсе перенесено в некоторую "параллельную" Россию... то есть, Елизавета и Анна Иоанновна вроде бы есть, но всё остальное - поражающая наглостью и впадением в гроздьями свисающий изо всех сценарных дыр маразм выдумка), несмотря на наличие целых шестерых авторов сценария. Ощущение порою такое, что эти удивительные коллективы бездарностей от клавиатур в процессе написания попросту... играют в "чепуху". Вы забыли такую премилую (и, кстати, вполне себе интеллектуальную) советскую игру? Напоминаю...
Я, к примеру, сценарист №1 Ольга @абина. Пишу:
"Аракчеев медленно с почтительным лицом входит в кабинет Императора.
- Государь, из Тульчина срочное донесение. Я полагал бы, вам необходимо знать. Пишут, мол..."
Далее Ольга @абина отсылает сценаристу №2 вопрос: - что пишут? Без указания каких-либо имяреков. А сама принимается строчить отосланное ей по кругу замыкающим сценаристом №6. Сценарист №2 Ирина @уй (первая буква - не та, что просится с лёту, обе упомянутые - абсолютно материальные сериальные сценаристки, сопричастные к прошлогодней квазиисторической телеклюкве), недолго-то и раздумывая (сериал же, времени на раскачку нет, 16 серий сами себя не напишут), продолжает, блеснув историческими познаниями:
"... Суммы наличных денег, вывозимые англичанами из Ост-Индии превосходят почти вероятие. На корабле, на коем возвращается в Европу маркиз Гастингс, находится, как сказывают, 2 млн. 750 000 ф. стерл., из коих большая часть принадлежит самому маркизу..."
Из всего этого что-нибудь, да сложится...
Впрочем, мы ужасно отвлеклись!.. На руку создателям исторического кино в СССР работала и уцелевшая тогда ещё натура. Вспомним хотя бы "Неоконченную пьесу..." Михалкова и усадьбу Арцибашевых в Пущино. Во что она превратилась сейчас? И что там можно снять? Постапокалипсис - разве что... Кстати, ремарка: количество уничтоженных (чаще всего, сгоревших "незнамо отчего"... назовём это так) усадеб и особняков за последние двадцать лет поражает воображение. Если при СССР они влачили хоть какое-то относительно сносное существование, то наступившие вместе с миллениумом "тучные годы" оказались "тучными" только не для исторического архитектурного наследия. Какая уж тут... натура!
Если с натурою и тогда уже была беда, обходились мастерством, выдумкою и, конечно, выезжали на классе актёрской игры. Всё то, чего сейчас нет. Зато есть компьютеры. Но это - другое. Ни один компьютер не может заменить ни тупость и дилетантизм сценаристов, актеров, которым попросту нечего играть, и режиссёров, набивших руку на мыле для канала "Домашний". Вспомним хоть "Женитьбу" 1977 года Виталия Мельникова. Петербург здесь - не параден, даже - мрачноват, он снят как бы с чёрного входа, с обшарпанными стенами, прачками, чиновниками средней руки и ниже и прорехою в ночной рубахе холостяка Подколесина. Зато - украшен таким классом игры звёздного состава, что экранизировать сегодня заново пьесу Гоголя - затея заведомо провальная. Переиграть Борисова, Леонова, Стржельчика и Петренко немыслимо.
"История" подавалась зрителю осязаемо, и подавалась людьми профессиональными, талантливыми - прежде всего. А от того за невероятно сложный жанр этот нам никогда не было стыдно, не появлялось от просмотра ощущение неловкости за чужой позор. А вот чувства восторга, гордости, восхищения, благодарности - это да. Вспомним хотя бы "Войну и мир" Бондарчука. Да, и пусть Пьер старше самого себя на добрую четверть века, и князь Андрей с Элен - тоже не вполне соответствуют годами, пусть... Но каково это сделано?! В отреставрированном виде эпопея Бондарчука сегодня выглядит как совершенно новый, только что снятый шедевр, осиянный гениальной игрой Ефремова, Табакова, Кторова, Ланового и Шурановой.
Кто из синефилов со стажем сможет вот этак, с лёту припомнить - когда он в последний раз применял слово "шедевр" относительно - бог с ним, исторического! - вообще какого-либо отечественного фильма последнего времени? А теперь - давайте просто полюбуемся хотя бы на ПОСТРОЕНИЕ ОДНОГО кадра из "Андрея Рублёва" Тарковского, кадра, который уже сам по себе есть картина... Не верите? Напрасно. Вот посмотрите хотя бы ниже!
В следующей части мы обязательно продолжим вспоминать исторические фильмы СССР и убедимся, что историко-революционный жанр - это необязательно "плохо" или "скучно", и потолкуем - почему тогдашние фильмы о Великой Отечественной на Ивана Великого выше нынешних.
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Предыдущие выпуски "Всё это было, было, было..", а также много ещё чего - в иллюстрированном гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ" или в новом каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE
ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу
"Младший брат" "Русскаго Резонера" в ЖЖ - "РУССКiЙ ДИВАНЪ" нуждается в вашем внимании