Найти тему
культшпаргалка

Чайковский как флейтист и органист

Для композитора XXI века умение играть на каком-нибудь музыкальном инструменте уже не является совершенно необходимым навыком. Иногда, чтобы преуспеть, достаточно хорошо разбираться в компьютерных технологиях.

Классик киномузыки Ханс Циммер в процессе сочинения.
Классик киномузыки Ханс Циммер в процессе сочинения.

Но в прежние времена этот практический опыт был обязательным. Иначе невозможно было написать музыку так, чтобы она хорошо звучала и чтобы исполнители не проклинали потом автора, сочинившего неудобные для игры пассажи. Для этого, конечно, были (и есть) учебники инструментоведения и инструментовки для композиторов, и они ими активно пользуются, но, как сказано, "теория суха" и без практики неполноценна.

Интересно посмотреть под таким углом зрения на Петра Ильича Чайковского: каков его исполнительский опыт, и как он отразился в его музыке?

Бойкий пианист

Во-первых, Чайковский был неплохим (как говорили тогда - "бойким") пианистом. Два его фортепианных концерта (плюс незаконченный Третий), соната, довольно много пьес для фортепиано и развёрнутые аккомпанементы к романсам говорят нам о том, что этот инструмент был хорошо знаком Чайковскому не только в теории.

Игре на фортепиано он учился с детства, но не систематически, а, что называется, "как-нибудь": до десяти лет дома, потом в Училище правоведения, где желающим предоставлялись уроки фортепиано.

В 15 лет он озаботился своей фортепианной техникой, и его отец нанял ему хорошего преподавателя - немецкого пианиста Рудольфа Кюндингера. Но и эти уроки (они продолжались три года) не выходили за рамки любительского формата: всего час по воскресеньям, половина которого занимала игра в четыре руки с листа. Домашние задания задавались, но обычно не выполнялись, поскольку Чайковский всю неделю проводил в стенах Училища правоведения.

Тем не менее природная музыкальность, горячая увлечённость музыкой и эффективные методики того времени дали неплохой результат. Ещё до поступления в консерваторию Чайковский охотно играл в обществе и выступал на любительских концертах петербургского Технологического института (который возглавлял его отец Илья Петрович). В "домашний" репертуар Чайковского входили Моцарт, Шуман, Бетховен, Мендельсон, а гвоздём его программы был довольно сложный Блестящий полонез Вебера ор.72:

К моменту поступления в консерваторию (1862 год) по воспоминаниям Генриха Лароша (его друга и однокурсника) Чайковский играл "очень хорошо, бойко, с блеском, мог исполнять пьесы первоклассной трудности". По этой причине он был освобождён от обязанности посещать класс общего фортепиано.

Чайковский в годы учёбы в Санкт-Петербургской консерватории (1863). Фото с сайта https://en.tchaikovsky-research.net
Чайковский в годы учёбы в Санкт-Петербургской консерватории (1863). Фото с сайта https://en.tchaikovsky-research.net
Кстати, стиль игры Чайковского Ларош описывал как антилирический и "несколько грубоватый". "Петр Ильич как огня боялся сентиментальности и вследствие этого в фортепианной игре не любил излишнего подчеркивания и смеялся над выражением "играть с душой".

Свои собственные сочинения Чайковский никогда не исполнял публично. Кадры из фильма "Любители музыки" (режиссёр Кен Рассел), где он играет на сцене консерватории свой Первый фортепианный концерт, действительности не соответствует.

Свободное владение инструментом пригодилось Чайковскому не только в его композиторском творчестве. В первые, очень бедные годы учёбы в консерватории он зарабатывал на жизнь тем, что давал уроки фортепиано и выступал в качестве аккомпаниатора.

Чайковский и орган

Представить себе Петра Ильича Чайковского за органом довольно трудно. Тем более, что по отношению к главному "органному" гению Иоганну Себастьяну Баху он испытывал "более уважение, чем энтузиазм".

Однако когда директор консерватории Антон Рубинштейн предложил некоторым студентам-теоретикам бесплатные уроки у известного во всей Европе органиста Генриха Штиля, Чайковский не отказался. Это расширяло его профессиональный опыт и давало новые музыкальные впечатления.

Заниматься он ходил в лютеранскую церковь Петра и Павла на Невском проспекте, где служил Гених Штиль. В то время там был установлен трёхмануальный орган знаменитой немецкой фирмы "E. F. Walcker & Cie".

Церковь Петра и Павла восстановили в прежнем облике совсем недавно.
Церковь Петра и Павла восстановили в прежнем облике совсем недавно.

Ничего удивительного нет в том, что впоследствии Чайковский не написал ни одного сочинения для этого инструмента - его лирический и тёплый музыкальный дар очень далёк от пафоса органной музыки. Он использовал его только однажды - в "Орлеанской деве". Этого потребовал сюжет оперы.

Кстати, звучание органа в финале симфонии "Манфред" не есть воля автора: он предполагал употребить в этом месте фисгармонию (harmonium). Однако, скорее всего, он был не против такой замены: в прижизненном издании орган указан в скобках, как возможный вариант.

Знание этого инструмента пригодилось Чайковскому спустя много лет, когда по просьбе директора Московской консерватории Сафонова он принял участие в поисках изготовителя органа для установки в строящемся Большом концертном зале . В результате его консультаций с парижским органистом Шарлем-Мари Видором выбор дирекции пал на французскую фирму «А. Cavaille-Coll».

Большой концертный зал Московской консерватории с великолепным органом «Кавайе-Коль» был открыт уже после смерти Чайковского, в 1901 году.

Орган Большого зала Московской консерватории. Фото с сайта https://www.culture.ru/
Орган Большого зала Московской консерватории. Фото с сайта https://www.culture.ru/

А также флейта

Может показаться неожиданным, но Чайковский был ещё и неплохим флейтистом. Этому он тоже научился в консерватории. В двух словах о том, почему именно флейта.

Когда Чайковский в 1862 году поступил в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию, она представляла собой всего лишь несколько взятых в аренду комнат во флигеле на углу Мойки и Демидовского переулка, в одной из которых жил и сам её основатель и директор 33-летний Антон Рубинштейн (по утрам в домашнем халате он выходил проверить, как идут занятия).

Первоначально в новой консерватории были открыты только три исполнительских отделения: фортепиано, скрипки и вокала. Но Рубинштену очень хотелось, чтобы в его учебном заведении был хотя бы небольшой, но полноценный студенческий оркестр с духовой группой. Для этого он из собственного кармана выделил двадцать стипендий для желающих в короткие сроки освоить духовые оркестровые инструменты.

Чайковский одним из первых пошёл учиться на флейту, которую преподавал профессор Чезаре Чиарди (возможно, на его выбор повлияло то, что этот инструмент очень любил его отец). Через некоторое время он уже играл партию второй флейты в студенческом оркестре. Однокурсники Чайковского вспоминали, что он даже выступал на сцене в квартете флейтистов перед знаменитой пианисткой Кларой Шуман, приехавшей на гастроли в Петербург и удостоившей молодую консерваторию своим присутствием.

Вот этот симпатичный флейтовый квартет Фридриха Кулау исполнялся в тот вечер (здесь последняя часть):

Естественно, после окончания консерватории Чайковский за ненадобностью забросил и орган, и флейту. Но все свои флейтовые мелодии в симфонических сочинениях он писал со знанием дела и максимальным выразительным эффектом. Кто не помнит 👉Танец пастушков из "Щелкунчика", где звучит очаровательно-наивное флейтовое трио, или экзотический 👉Китайский танец с флейтой-пикколо.

Впоследствии Чайковский всегда следил за тем, как развивается техника игры на этом инструменте. В том же балете он применил редкий по тем временам приём frullate, подсказанный ему одним из киевских флейтистов. Это специальная техника звукоизвлечения, создающая волшебный эффект лёгкого трепета, "дрожания" звука. Чайковский использовал его в самом начале сцены появления Клары и Принца в Конфитюренбурге среди "столбов сверкающих струй розовой влаги, падающих вниз и переливающихся всеми цветами радуги":

Подборка всех материалов канала о Чайковском здесь 👇

Чайковский | культшпаргалка | Дзен

О популярных и любимых сочинениях классиков моя книга (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"

-5

СПАСИБО🌺 за лайки и комментарии!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц