«Соловки — это холст, сотканный из духовной силы и телесной слабости, человеческой радости и вселенского горя, силы воли и предательств, красивой лжи и уродливой правды, шипения прибоя и неповторимых закатов, серебристых рыб и шелеста крыльев. Он прошит корнями вереска и лучами солнца, покрыт снегом и высвечен северными сияниями, сдобрен кровью, водкой и дождями. Полощутся Соловки на беломорских ветрах, переливаясь всеми красками жизни, и шелестят свои истории всем, кто хочет их слышать» /Олег Кодола. «История Соловецкого архипелага»/
От Соловков до условной линии Полярного круга ~ 160 км и ~ 50 км до материка. Археологи считают, что освоение здешних территорий началось около 7 тыс. лет назад. Доказательства тому - обнаруженные древние стоянки, петроглифы, загадочные лабиринты (III -II вв. до н.э.) на Большом Заяцком острове.
В архипелаг площадью 347 км2 входят более 100 мелких островов и 6 крупных: Большой Соловецкий — 246 км2, Анзер — 47 км2, Большая Муксалма — 17 км2, Большой Заяцкий — 1.25 км2, Малый Заяцкий — 1.02 км2, Малая Муксалма — 0.57 км2.
Центральную роль в геологическом формировании сыграл ледник. Кроме камней и валунов здесь леса, вересковые пустоши, ~ 600 пресных озер, скудный почвенный слой. Рискованное земледелие компенсирует богатство пищевых запасов Белого моря.
Одна только морская капуста чего стоит! В ней почти вся таблица Менделеева.
Говорят, для красоты и здоровья достаточно съедать ~ 50 гр. в день или заваривать чай.
Сейчас Соловки и прилегающая акватория имеют статус заповедника, «особо ценного природно-исторического наследия России».
Топоним предположительно имеет финно-угорское корни и переводится — «островки с глухим лесом».
Мы едем на Большую Муксалму (в переводе с того же финно-угорского «мелкий пролив»). Этот остров отделен от Большого Соловецкого Южными и Северными Железными Воротами.
Экскурсия в формате: микроавтобус + круиз от причала в Долгой губе + прогулка по знаменитой дамбе + осмотр Сергиево-Радонежского скита + дегустация мидий.
Нам дважды повезло: во-первых, капитан катера оказался человеком веселым, с искрометным чувством юмора; во-вторых, день выдался прекрасный — ярким и теплым.
И вот, волшебное местообитания морских звезд и мидий.
Моллюски в холодных водах растут медленно, к 4-м годам достигают размера столовой ложки. Суровые условия Белого моря придают им мускулистость. Мидии из Юго-Восточной Азии на фоне соловецких выглядят киселеобразным оскорблением породы. С помощью обычного сачка, за какие-то 10 минут получилось наполнить ящик.
Еще немного по морю до дамбы, дальше пешком среди изумительной природы.
Местные жители считают Большую Муксалму «местом силы». Остров способен гармонизировать душевное состояние.
На полянах, в «саду камней» и разнотравья действительно хочется посидеть в позе лотос с закрытыми глазами; глубоко подышать целебным воздухом.
В начале XIX века насельники Спасо-Преображенского мужского монастыря поняли — во время трапез категорически не хватает сыра и кисломолочных продуктов.
Однако, мест для выпаса коров и сенокоса на Большом Соловецком не нашлось, тогда братия обратила внимание на соседний остров с плоским рельефом.
В 1827 году началось строительство грандиозной дамбы, 1 км 200 м длинной и 6-8 м шириной. Ее кладка состоит из валунов, скрепленных цементом.
Дорога проложена по наиболее мелким местам Долгой губы. Работы велись практически вручную, с применением минимума технических средств.
Части разделенного пролива соединили арками, через них происходит водообмен.
Извилистость связана с необходимостью получить дополнительные узлы прочности. Углы служат волнорезами и ледорезами. Течение в районе дамбы довольно сильное.
Уникальное гидротехническое сооружение приобрело современный вид в 1865 году; окончательно закончено к концу XIX века.
Дамба соединила острова Большой Соловецкий и Большую Муксалму и далее пошла еще на 300 метров к Малой Муксалме.
Таким образом, после раскорчевки леса, осушения болот, рекультивации земель монастырь получил в распоряжение обширные пастбища с хорошей логистикой.
Сергиево-Радонежский скит (1876 г.) стал центром образцового животноводческого хозяйства.
Скот (200 коров и телят + 120 лошадей) содержался на 1-м этаже просторного хлева, на 2-м хранилось сено, которое подавали в нижнее помещение через люки.
«Мы въехали на Муксалму, зеленеющую, покрытую пастбищами. При нас на мост вошло целое стадо превосходных коров, телят - всего штук двести. Мы посетили птичий двор, ферму, где осмотрели великолепно содержимые конюшни, которые чистят и моют ежедневно. От этого так необыкновенно красив и самый скот соловецкий. Теплая комната для сквашивания молока опрятна до педантства. В кладовой медные, хорошо вылуженные посудины для молока сияют, как зеркала… Прохладная горница для хранения молочных продуктов и рядом ледник - верх хозяйственного удобства и чистоты. Не знаешь, чему удивляться… на чем ни останавливался взгляд - все было безукоризненно, все поражало своим удобством и целесообразностью» /В.И. Немирович-Данченко. «Соловки» 1872 г./
Постройки в большинстве своем не сохранились, кое-где идет реставрация.
Церковь Сергия Радонежского полностью утрачена.
По главной дамбе можно проехать разве что на велосипеде; маленькая — находится в аварийном состоянии, видна во время отлива.
Отчаянным туристам, желающим попасть на Малую Муксалму, приходится преодолевать опасное болото или воспользоваться водным транспортом.
Соловки под солнцем выглядят куда лучше, чем под дождем. Но есть оборотная сторона — комары. К счастью, мы запаслись репеллентом. И даже свирепые кровососущие не помешали насладиться мясистыми беломорскими мидиями. Прогулка закончилась возле соблазнительного котелка.
Чуть-чуть по морю, немного по ужасной, тряской дороге. В 15:00 погрузка на уже знакомый нам «Ямал». Путь по ослепительной воде.
Даже забытый Богом поселок Рабочеостровск в хорошую погоду стал лучше.
Три наши авто стояли в грязи целехоньки.
На самом деле, ни одно путешествие (не только по России, а в широком смысле) не поднимало в моей душе столько противоречивых эмоций.
Однажды услышала в Выборге: «Представляете, каким был бы город останься он шведским или финским?». Конечно представляю! Даже представляю, как должны были бы выглядеть Соловки — ухоженные, вычищенные до блеска, с отличными аутентичными дорогами.
По Муксалме ходили бы тучные стада, на бывших монастырских огородах колосились бы разные морковки/картошки.
В бараках устроили бы выставки, ремесленные мастерские, стильные кафе, SPA отели. Жители переехали бы из полуразвалившегося жилья без удобств в уютные веселые домики. Это так тяжело создать нормальные условия для 900-т человек?
Архипелаг жил бы счастливой сытой жизнью. Хочется сказать: «как при монахах, в XIX веке», но нельзя. На ниве взаимодействия РПЦ со светским населением не все гладко.
Оставим фантазии. Имеем то, что имеем — разруху.
Поеду ли я еще раз на Соловки? Нескоро…
Путешествие на Соловецкие острова. Старая Ладога. День 1.
Путешествие на Соловецкие острова. Большой Соловецкий и Секирная гора. День 2.
Путешествие на Соловецкие острова. Спасо-Преображенский монастырь. День 2, переходящий в день 3.