Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Что дает расширение ШОС, и почему важна интеграция внутри организации

Фото: india.mid.ru
Фото: india.mid.ru

4 июля ШОС приросла своим девятым участником. Им стал Иран. Такое решение принял саммит организации в Индии. Иран не единственный, многие государства всех континентов хотят туда попасть. Что это дает самой Организации сотрудничества? Каковы перспективы ШОС?

Во время своего создания на заре нынешнего века Шанхайская организация сотрудничества задумывалась как структура для противодействия терроризму и гарантиям безопасности Евразии. Следует констатировать, что в этой ипостаси ШОС была малозаметна, по-настоящему организация «раскрутилась» в последние десять лет, когда наряду с БРИКС стала символом многополярного миропорядка.

Одним из немаловажных показателей ШОС стало его не только количественное, но и качественное расширение. На сегодняшний день в нем не только Россия, Китай и государства Средней Азии, сотрудничество между которыми шло десятилетиями и просто обязано было вылиться в создание организации, но еще Индия, экономический, торговый и технологический соперник Китая, и Пакистан, на всем протяжении своей истории имеющий такие претензии к Индии, что в любую минуту может возникнуть полномасштабный вооруженный конфликт.

Вступление в ШОС Ирана означает, что сейчас организация своими границами вышла на Ближний Восток. Точно также как НАТО охватывает почти всю островную и континентальную Европу, так ШОС в перспективе охватит всю Азию и Восточную Европу.

Иран, несмотря на десятилетия санкций, остался динамично развивающейся экономикой с населением, количественно превышающим лидеров Евросоюза Германию и Францию, как, собственно, и по территории, в недрах которой залегают неисчислимые запасы нефти и газа. Кроме этого, Иран — государство с достаточно сильной армией и, несмотря на свои сложности с соседями, все более влиятельный игрок на региональном политическом поле.

Это придает ШОС все больший геополитический вес.

Второй показатель развития ШОС — углубление интеграции внутри нее, над чем лидерам государств-участников еще предстоит поработать. На это обратил внимание, выступая на последнем саммите в Дели, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, справедливо заметив, что за все время существования организации не было создано ни одного крупного совместного проекта. Всему виной — отсутствие механизма финансового сопровождения проектной деятельности. Сотрудничество в этом блоке ведется только на двухсторонних основах, где роль и место самой организации не видны.

Проиллюстрировать последнее утверждение можно на следующих примерах. Так, Россия и Китай 80% торговых сделок между собой заключают в рублях и юанях, Китай на двухсторонней основе активно инвестирует в развитие пакистанских портов, а Индия — в иранские (на тот момент Иран не был полноправным членом ШОС). Несмотря на двухсторонний характер этих отношений, экономическая составляющая организации непрерывно возрастала, а на предпоследнем саммите в Самарканде прозвучали предложения превратить ШОС в сильный экономический союз.

Причиной недостаточно быстрой экономической интеграции внутри ШОС, как ни странно, на мой взгляд, является политика Запада, не оказывающего полтора года назад такого массированного и жесткого санкционного давления на ведущие государства-участники: против Китая еще не вели «тарифные» и «технологические войны» в их нынешнем виде, Индия и Пакистан были более склонны теплее общаться с США, чем с Россией, государствам Центральной Азии не угрожали санкции за сотрудничество с Россией.

Сейчас своими санкциями Запад разделил мир. Часть мира, которая прямо попала под прямые и вторичные санкции, просто вынуждена углублять всестороннее сотрудничество между собой, а раньше необходимость этого просто не осознавалась.

Стимулов к углублению интеграции становится все больше по мере частоты напоминания о том, что Си Цзиньпин «диктатор», Россия и Иран «спонсоры терроризма». Государства, прямо объявленные Западом врагами, просто не могут уже существовать друг без друга. Выход остается один — только всестороннее сотрудничество между собой и углубленная интеграция.

Все это в рамках ШОС будет набирать обороты, потому что организация уже держится не только на декларациях о гарантиях безопасности, что также по-своему важно.

Следующий саммит ШОС пройдет в 2024 году в Астане. К тому времени финансово-экономические вопросы взаимодействия внутри ШОС станут еще более актуальными, поэтому, например, Китай со своей стороны уже предложил членам организации увеличить расчеты в национальных валютах, а Казахстан — создать совместный инвестиционный фонд.

Что же касается дальнейшего расширения ШОС, то своей очереди на вступление ждут Беларусь, Турция, Саудовская Аравия, Египет и ряд других государств.

Автор: Александр Черный