продолжение рассказа "Два ярких перегона самолётов по России".
Летим дальше, на Котлас. Погода отличная.
Котлас расположен на слиянии двух больших рек: Северная Двина и Вычегда.
По Северной Двине можно прилететь в Архангельск, а по Вычегде в Сыктывкар.
Сам себя ловлю на том, что как только у нас GPS стало работать не стабильно, реки, железные дороги стали играть решающую роль в визуальных полётах. А ведь раньше так люди и летали.
Встретил нас Котлас очень приветливо. На перроне уже ожидает Евгений Махин. Он помог заправить самолёт, познакомил с директором аэропорта устроил целую экскурсию по городу. Евгений также летает, причём активно летает и популяризирует АОН.
Чем же знаменит Котлас? В переводе с зырянского языка Котлас (Кодлас) означает «вход». Это действительно ворота на Север. Это крупный промышленно-транспортный узел Европейского Севера России. Основан Котлас в 1890 году. В этом году правительство России задумывается о прокладывании на Севере России железнодорожной ветки и создании на базе города Архангельска экспортного порта. В летний период 1894 года правительство России организует экспедицию на Север с целью определения направления железной дороги к Архангельскому порту из Сибири для доставки на север России дешёвого хлеба, пшеницы, масла, пушнины. По результатам экспедиции правительственной комиссией на одном из заседаний, которое состоялось 13 мая 1895 года, принимается решение о строительстве железной дороги от станции Пермь до станции Вятка и до пристани Котлас. После осуществления разгрузки грузы происходила перегрузка на речные суда и по Северной Двине осуществлялась доставка в порт Архангельска.
Переночевав в Котласе, утром мы вылетели на Нарьян-Мар. По пути Владислав предложил подсесть в Ижме, посмотреть это замечательное село, широко известное сохранённым аэродромом на который совершил в 2010г вынужденную посадку Ту-154 авиакомпании «Алроса».
Ижма поразила своей ухоженностью. Как сам аэродром, так и село. Хорошая ВПП, чистый перрон. К сожалению, сейчас сюда только частная авиация и санрейсы летают.
В Ижме нас встретил Алексей, который помог с заправкой и пригласил к себе домой в гости на обед, а потом показал село.
На посадке на Maule в Ижме самолёт как-то неестественно потащило влево. Быстро среагировав, нам удалось удержать самолёт на ВПП при помощи импульсного торможения. Зарулив, полезли смотреть хвостовую стойку. Вот незадача, с правой стороны рассыпалась пружина соединяющая качалку управления с хвостовым колесом. Дальше так лететь нельзя… надо найти потерянную часть или сделать новую. Ижемцы с радостью помогли изготовить часть пружины.
Вообще меня поразило в Ижме, как рачительно живут люди. Хорошие небольшие хозяйства, активно развивается туризм. Заехав в мастерскую на краю села, я увидел и аргонодуговую сварку и плазменную резку. И это здорово!
Можно было бы здесь и подольше задержаться, но нам нужно успеть до окончания регламента работы аэропорта Нарьян-Мар. Хоть и полярный день сейчас, но аэропорт закрывается.
Летим, тайга достаточно быстро сменилась на тундру. Болота и озёра, местами лежащий снег. Владислав оживился, видно что он дома и ему эта местность близка.
Подлетаем к Нарьян-Мар. Сюда на машине не добраться. Либо по воздуху, либо по воде.
Сильный боковой ветер слева. Прикрываюсь креном на заходе. Перед касанием выравниваю самолёт и вот мы уже аккуратно катимся по ВПП. Прижимаю хвостовую стойку, нам важно сохранить управляемость при таком ветре.
Самолёт дома, задача выполнена! Расковыриваем петли плит, чтобы привязаться.
Следующий день мы гуляли по Нарьян-Мар, сюда пришла тёплая солнечная погода, заехали в морской порт, где готовится к спуску на воду яхта «Пётр I», прогулялись по центру. Влад рассказывал про Нарьян-Мар, где и как он работал. Ольга тоже устроила мне целую экскурсию по городу, показала своё производство.
Наступила пятница, пора в Москву. Жаль улетать с северов, но впереди следующий перегон!
Продолжение следует...