Найти тему
История моды с Марьяной С.

Портрет юной мадемуазель

Я хотела разобрать вместе с вами совсем другой портрет кисти Энгра. Но взгляд упал на этот, и... уже не смогла остановиться. Наряд юной мадемуазель вроде бы совсем прост, но в нём есть интересные детали.

К тому времени художник уже написал портреты отца и матери (отец был преуспевающим чиновником эпохи Наполеона Бонапарта), и вот настал черёд дочери. Каролина тогда была подростком - здесь ей от тринадцати до пятнадцати лет (точных дат мы не знаем). И какое счастье, что художник успел написать её - через год девушки не станет. У родителей осталась хотя бы портрет... Но не будем о грустном! Пока Каролина ещё жива и позирует молодому (ему двадцать шесть) мастеру. Правда, у него пока хромает анатомия... Но детали всё равно хороши!

Портрет мадемуазель Ривьер, Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1805. (с) Из коллекции Лувра
Портрет мадемуазель Ривьер, Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1805. (с) Из коллекции Лувра

Волосы уложены очень просто - прямой пробор, туго стянуты сзади, разве что завиток на виске. Но присмотритесь - видите чёрную полоску, которая идёт вдоль затылка? Как узкий чёрный нимб? Такое впечатление, что на Каролине маленькая круглая чёрная шапочка, полностью сдвинутая назад, и лишь немного виднеющаяся спереди.

Портрет мадемуазель Ривьер, Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1805. (с) Из коллекции Лувра. Деталь.
Портрет мадемуазель Ривьер, Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1805. (с) Из коллекции Лувра. Деталь.

Самый модный цвет той эпохи - белый. Так что неудивительно, что на ней белое платье, и приглядитесь - ткань в узкую белую же полоску! Декольте глубокое, но скромности ради чуть прикрыто вставочкой, которая, правда, почти прозрачна.

Интересно сделаны рукава - шов не прячется, а, наоборот, сделан по центру. Когда все кругом носят белые платья, надо полагать, портным нелегко изобретать вариации на эту тему...

Платье прихвачено узким пояском, который кажется серебряным - атлас? Или посеребрённая кожа? А ещё обратите внимание на завязки в верхней части перчаток - здесь они распущены, но при необходимости можно было их завязать и зафиксировать длинные перчатки, чтобы они не сползали.

Портрет мадемуазель Ривьер, Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1805. (с) Из коллекции Лувра. Деталь.
Портрет мадемуазель Ривьер, Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1805. (с) Из коллекции Лувра. Деталь.

У Каролины два интересных аксессуара. Боа и перчатки.

Длинные меховые шарфы были очень модными в ту пору (подробнее о них - здесь). Позднее будет считаться, что боа - прерогатива замужних дам, но, видимо, в начале века правила ещё были посвободнее. И едва ли не главная прелесть портрета - в изгибах этой белой меховой "змеи".

А перчатки - не белые лайковые, а коричневые, и резко выделяются на фоне платья. И они грубоваты на фоне его нежности. Но судя по модным гравюрам той эпохи, такое сочетание - белое платье, бежевые или коричневые перчатки - было довольно обычным..

Портрет мадемуазель Ривьер, Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1805. (с) Из коллекции Лувра. Деталь.
Портрет мадемуазель Ривьер, Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1805. (с) Из коллекции Лувра. Деталь.

Перчатки, на самом деле, митенки - то есть перчатки без пальцев. Что ж, удобный практичный вариант! Не для бала, не для праздности - а для жизни, ведь пальцам ничего не мешает.

А ещё этот портрет дарит нам редкую возможность посмотреть на боа с другой стороны - и увидеть, как по центру идёт шов и выглядывает белая, скорее всего, шёлковая подкладка.

Портрет мадемуазель Ривьер, Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1805. (с) Из коллекции Лувра. Деталь.
Портрет мадемуазель Ривьер, Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1805. (с) Из коллекции Лувра. Деталь.

А если хотите, рассмотрим при случае и портреты родителей!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!