Привет, друзья и попутчики! Я продолжаю делиться с вами увлекательными историями о путешествиях по Египту и Нилу, и надеюсь, что мы вами станем не только виртуальными попутчиками, но и отправимся вместе колесить по Египту! Итак, постепенно появлялся совершенно новый вид путешествий и путешественников – туризм, а спрос, как известно, рождает предложение. И в середине XIX века предприимчивый англичанин Томас Кук разработал и обустроил концепцию речных круизов, которая до наших дней мало, чем изменилась. Публика на корабле весело проводила время, любовалась завораживающими видами и отдыхала между осмотрами великолепно сохранившихся храмов и недавно открытых гробниц, к которым корабль причаливал каждый день своего пути.
О легендарной нильской флотилии Кука писали газеты всего мира, пароходы для него по частям доставляли из Европы и собирали уже на месте на египетских речных верфях. В 1893 году эта флотилия насчитывала уже пятнадцать пассажирских пароходов. На рекламных листовках того времени красовались солидные «посудины» с громкими именами: «Рамсес Великий», «Рамсес III», «Принц Мохамед Али», «Нефертари», «Клеопатра», «Аменардис», «Хатшепсут», «Амасис», «Хатхор», «Исида», «Осирис», «Нефтида», «Хор», «Амон-Ра». Знаменитая «контора Кука» строила отели, прокладывала маршруты и обучала проводников и гидов, создавала путеводители и туристические карты, а сотни и сотни новых туристов каждый сезон готовы были выкладывать хрустящие доллары и фунты за уникальную возможность – увидеть островки древнеегипетской культуры, со вкусом путешествуя по речной глади в огромных плавучих отелях, где к услугам взыскательных гостей было всё, что составляло представление о комфорте.
Кого здесь только нельзя было встретить: представителей высших сословий и бизнесменов, богемы и артистических кругов, учёных и писателей, и просто состоятельных авантюристов и прожигателей жизни. Известно, что в январе 1896 года на небольшой паровой яхте-дахабии «Нитокрис» (названной в честь древнеегипетской царицы Нейтекерет), путешествовал по Нилу писатель Артур Конан Дойл, а пассажирский пароход «Судан» стал прототипом судна «Карнак», ставшего героем знаменитого на весь мир детектива Агаты Кристи «Смерть на Ниле». Кстати, пароход «Судан» можно и сегодня встретить на пути в Луксор или Асуан. Он претерпел значительный капитальный ремонт, был переоборудован в соответствии с современными требованиями и продолжает свою круизную историю. Технически он переоснащён, но интерьеры начала XX-го века полностью сохранены и ступая на его палубу, можно ощутить себя героем или героиней приключенческого романа!
Первые лица государств не отказывают себе в удовольствии, включить круиз по Нилу в своё кругосветное путешествие! На фото русский наследник престола Николай Александрович в Египте, а также журнал начала XX века, в котором изданы кадры хроники его путешествия в Египет.
Любопытные подробности о круизах и круизных судах флотилии Кука, по ссылке:
Размышления и эмоции английской аристократки в путешествиях вверх по Нилу, в материалах известного египтолога:
Интересные факты о путешествии по Египту Артура Конан Дойла:
https://biography.wikireading.ru/hsbqV7yArR
Так постепенно, круиз по Нилу стал не просто модным направлением в развлекательной индустрии и поводом для оживлённых дискуссий в европейских салонах, он стал доступным для просвещённых людей. Сегодня от флотилии Кука остались лишь воспоминания, круизными теплоходами владеют несколько крупных компаний и этот вид туристического бизнеса больше не составляет элитный сегмент. Корабли, дефилирующие по Нилу в наши дни, являются плавучими отелями, в которых есть всё необходимое современным туристам, в зависимости от запроса и достатка. Но как бы там ни было, круиз по Нилу – от Луксора до Асуана или обратно до сих пор считается особенным видом путешествия, полным восторга от видов за бортами теплохода, пока он плывёт от храма к храму, от города к городу мимо песчаных дюн, лоскутков разноцветных полей, пальмовых рощ, цветущих садов и густых тростников, точно так же, как тысячи лет назад плыли по водам «златоструйного Нила» древние ладьи египтян, ликуя и приветствуя Великую Солнечную Ладью бога Ра!
В качестве своеобразного бонуса, хочу показать вам выдержку из путевых заметок одного капризного и взыскательного туриста конца XIX века, которого не устроил сервис знаменитой "конторы Кука".
Итак, минутка забавной антирекламы позапрошлого века, от московского фабриканта и мецената Михаила Абрамовича Морозова, который в 1894 году путешествовал по Египту и через год издал свои воспоминания, под псевдонимом Михаил Юрьев. Помимо любопытнейших наблюдений и описаний древнеегипетских храмов, гробниц и колоссальных статуй, встречаются и такие откровения скучающего, московского туриста:
"Вы знаете, читатель: не ездите с Куком. Если у вас есть деньги, собирайтесь обществом и нанимайте отдельный пароходик. Если у вас денег нет, то поезжайте с пассажирским, обыкновенным почтовым пароходом. Последнее наполовину дешевле Кука. Вы знаете, сколько берёт Кук за три недели поездки?...Пятьсот рублей, а кормит отвратительно."("Мои воспоминания" М.Юрьев, Москва: Гросман и Кнебель,1895г.)
Уж не знаю, каких-таких разносолов не подали Михаилу Абрамовичу на борту круизного парохода у Кука🤭 А лично я уже скучаю по фантастической стряпне наших поваров с "Принцессы Сары"! На фото - сам Михаил Морозов с супругой Маргаритой Мамонтовой-Морозовой и их спутниками на территории храмового комплекса на острове Филе, во время путешествия по Нилу. Это 1894 год. И храмы и сам остров Филе (или Па Иурек по-древнеегипетски) ещё на своём исконном месте. И никто ещё не предполагает, что пройдёт всего несколько лет и жизнь в этих удивительных местах начнёт стремительно меняться, а затем круто изменится и судьба этого и других великолепных древних храмов, построенных многие тысячи лет назад к югу от первых порогов Нила! Но об этих событиях будут уже следующие мои рассказы...
Друзья, все кто интересовался круизом по Нилу в ноябре с 11 по 18 и на Новый 2024 год с 30 декабря по 6 января, убедительная просьба, определиться с количеством человек и нужно бронировать (оплачивать) каюты.
На ноябрь аванс минимум 500$ с человека (на корабле осталось всего 16 кают свободных на эти даты)
На новый год аванс минимум 700$ с человека ( на корабле осталось всего 11 кают свободных на эти даты)
https://t.me/KolesimPoEgipty
https://api.whatsapp.com/send?phone=201146769494&text=