Наверное, каждый, кто читал Евангелия (2-я часть Библии, Новый Завет) обратил внимание, как часто в них встречается образ вина и виноградной лозы. Не случайно, образ евангельского Иисуса в искусстве ассоциируется с богом плодородия и вина Дионисом.
В прошлой статье, которая получилась чуть скандальной, мы уже познакомились с сюжетами из Ветхого Завета, где фигурирует вино, или упоминается виноградная лоза.
А теперь окунемся в метафорические образы вина в евангельских повествованиях.
Виноградник как метафора присутствует в нескольких евангельских притчах:
“Притча о работниках в винограднике и их плате” у Матфея 20:1–16
“Притча о двух сыновьях” - Матфей 21:28-32);
“Притча о злых виноградарях” Матфей 21:33-44; таже притча дублируется у Марка (12:1-12) и у Луки (20:9-20).
Каждая из этих притч заслуживает пристального внимания и разбора. Та, что о работниках и плате, сносит башню. Кто-нибудь размышлял над ее смыслом? В ней четко прослеживается манипулятивно-агитационный посыл, сродни тех, что используются в предвыборных компаниях. Более того, притча заканчивается дословно коммунистическим лозунгом: "последние станут первыми".
Но самая страшное, что скрыто в этой притче, как мы выяснили из обсуждения здесь, это пропаганда "быть слабаком", "быть человеческой особью-овечкой, которая не возникает, когда ее права ущемляют", и что оказывается получить награду можно за просто так, за ожидания.
Работники, которые пришли раньше и выполнили больше работы, совершенно на законных основаниях возмутились несправедливому распределению заработка. Какого лешего они вложили больше, а получить должны столько же, сколько и те, кто пришел позднее?
Черт возьми, тут же еще прослеживается отголосок репрессий имущества у состоятельных семей большевиками. Возмутительный инцидент в истории, когда преступным образом, насильственно отбиралось имущество у тех, кто его заслужил по праву, у тех, кто умел обращаться с деньгами и преумножать свое богатство, и поровну распределялось между всяким крестьянским отребьем, которое не имеет никакого понятия как управлять деньгами, и запросто про%$&ет без толку все ресурсы, сколько им ни дай.
Вот, она заветная мечта слабаков, нищебродов, неудачников и инфантилов по жизни: ныть, застревать в состоянии жертвы, ничего не делать и ждать, когда кто-то тебе даст динарий за просто так, за то, что ты много страдал, ждал и испытывал нужду.
Так получилось, что мы далеко ушли от темы символизма вина, хотя важно было раскрыть этот момент с распределением ресурсов.
Возвращаюсь к основной теме.
Наколдованное вино
Безусловно самым ярким эпизодом, который связан с вином, является свадьба в Кане Галилейской, где вода была превращена в вино.
Тут вспоминается, легенда о том, как Моисей и Аарон превращают воду в реке в кровь.
Таким образом, прослеживается тождество вино-кровь-жизнь, и вода-кровь-жизнь. В магии часто эти компоненты взаимозаменяемы. Не зря, тем, кто занимается магией на серьезном уровне, рекомендую читать Библию, там много полезных инструкций.
На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Же́но? еще не пришел час Мой.
Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. (Ин.2:1-10)
Хлеб и вино
Прими, Господи, этот хлеб и вино,
Смотри, Господи – вот мы уходим на дно,
Научи нас дышать под водой… (гр. Аквариум, Никита Рязанский)
На пасхальной трапезе, которую принято называть тайной вечерею, Иисус с учениками преломляет хлеб и пьет вино (Мф.26:27-29; Мк. 14:22-25).
И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием. (Мк.14:22-25)
Иисус называет чашу с вином Кровью Нового Завета и дает перед своими учениками зарок не пить вина, пока не придет “царство отца”.
“Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.” (Мф. 26:29)
Перед казнью, когда Иисусу предлагали испить вина со смирною, от отказался: "И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял"(Мк.15:23).
Пить или не пить вот в чем вопрос
Иисус, в одной из своих красноречивых бесед, хорохорясь перед фарисеями и законниками, среди прочего подчеркнул, что в отличии от Иоанна Крестителя он пьет вино, но несмотря на это, не угодил им как "помазанник"
“Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и :говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость всеми чадами ее.” (Лк. 7:33-35 и Мф. 11:18-19)
Учение как молодое вино
Иисус сравнивает свое учение с молодым вином.
Молодое вино должно вливаться не в старые, а в молодые меха и как следует настояться. Когда придет время пробовать, сохраненное, таким образом вино, придется по вкусу
“И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то́ и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше”. (Лк.5:37-39; Мф.9:17; Мк.2:22)
О вине в Деяниях и посланиях
В “Деяниях апостолов” даются наставления об умеренности в потреблении вина:
“Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.” (Рим.14:21)
"И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство;” (Еф.5:18)
“Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести." (1Тим.3:8-9)
“Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.”(1Тим.5:23)