Пару дней назад читатели рассказали в комментариях, что есть такой фильм. На афише гордо красуется надпись: «От создателей фильма «Сестрёнка»». Фильм «Сестрёнка» неплох, но общего у него с «Помилованием» не так уж много: продюсер Тимербулат Каримов, да сценарист Айдар Акманов, который адаптировал повесть Мустая Карима для сценария очередного фильма.
Посмотрел я фильм и возник у меня ряд вопросов, разрешить которые можно было лишь ознакомившись с литературным первоисточником. Ознакомился, и результаты для фильма неутешительные – жизненную историю о превратностях судьбы на войне сценарист с режиссёром превратили в слезовыжималочку.
Давайте же пробежимся галопом по фильму, и я поясню, в чём фильм расходится с книгой.
История начинается в 1941 году. Идёт война, уже лежит снег, так что можно предположить, что время действия – ноябрь-декабрь. Лейтенант Янтимер Байназаров прибывает в военкомант прифронтового городка, где знакомится с лейтенантом Ласточкиным. В книге Янтимер – разведчик, в фильме его решили сделать связистом, это явно дань памяти автору повести. Таким образом, Янтимер в фильме как бы изображает Мустая Карима в молодости.
Лейтенанты размещаются в санатории, во дворе которого… припаркован танк Т-70. Они знакомятся с недотёпистым мехводом, сержантом Любомиром Зухом. У Любомира в фильме детское лицо и он выглядит гораздо моложе своих двадцати лет.
Любомир поясняет, что их полк ушёл в наступление, а его командир танка попал в госпиталь с воспалением лёгких, вот он и ждёт, пока тот вылечится.
Вы знаете, такой глупости не было даже в фильме для детей «Четыре танкиста и собака». Если кто-то из экипажа был ранен, танк не парковали возле госпиталя, а комплектовали другими членами экипажа.
Плюс танков Т-70 не было на вооружении в РККА в 1941 году, они поступили в войска лишь в 1942-м.
А всё для чего? А для нагнетания драматизма. В фильме вся троица подружилась, и на фоне этого все последующие события стали выглядеть совсем по-другому. В книге же Янтимер знакомится с Зухом лишь в самом конце повествования, а Ласточкин вообще с мехводом лично не знаком.
Юные военные голодают, так как в беспорядке, творящемся вокруг, они не могут отоварить свои продаттестаты. И вот Ласточкин где-то добывает еды.
Сперва все обрадовались, но Ласточкин говорит, что еду надо отработать у начальницы местной столовой пламенной любовью. Он говорит, что сам он не глянулся тётке, и она сказала привести кого-то поупитанней да повоспитанней. Это я шучу, конечно, цитируя «Ивашку из дворца пионеров». На самом деле тётка якобы сказала привести кого-то покрасивше. Янтимер тянет жребий и приходится ему идти к сорокалетней тётке, жаждущей молодого тела.
Возникает вопрос: а чем её не устроил актёр Евгений Михеев?! Лицом вполне приличный, да и «десять классов на лбу написано»?
А всё дело в том, что по книге у Ласточкина детское личико и щуплое телосложение. Но два «бэбифэйса» в компании из трёх человек – это перебор, поэтому Ласточкина играет первый попавшийся актёр.
Да, дорогие мои, в книге Любомир Зух – первый красавец и балагур, а не лопоухое недоразумение!
Когда я читал повесть, лично мне Зух почему-то представлялся в образе Максима Матвеева, знакомого по фильму «Стиляги».
Далее. В книге поясняется, что девушка всего лишь попросила Ласточкина познакомить её с каким-нибудь лейтенантом, а про отрабатывание натурой ушлый Ласточкин придумал сам. Да, девушка, представьте себе! Это в фильме сорокалетняя тётка и выглядит всё это как-то очень нехорошо, а в книге начальнице столовой всего двадцать три года!
Да, она немного старше Янтимера, да, ему плохо оттого, что всё вышло вот так, а не по любви, но в книге он даже заступается за девушку перед товарищами: «Не трожьте её!»
И вот уже 1942 год, ребята воюют в одном подразделении. Правда, в книге Зух не танкист, он мехвод бронетранспортёра, который один дед принял за танк без башни. Судя по всему, это был БТР на базе Т-26.
И вот однажды судьба сводит лопоухое чудо/удалого мехвода с молоденькой испанской девушкой Марией-Терезой, проживающей в СССР с 1936 года. Она, улыбаясь, угостила парня яблочком, и всё завертелось.
Через какое-то время полк передислоцировался в другое место, но влюблённый мехвод постоянно думал о своей роковой красавице.
И вот, однажды ночью он решил сгонять к любимой в гости на танке/БТРе. Караульному юлдашу он сказал, что надо бы покататься и проверить тормоза перед наступлением, и тот ему поверил.
В фильм вставили ещё одну сцену, которой нет в книге: лейтенант Янтимер преграждает танку путь и требует Зуха вернуться назад, но сержант Зух вылезает из танка, избивает лейтенанта и уезжает.
Согласитесь, просто отъехать на БТР – это не совсем то же самое, что угнать боевой танк, избив лейтенанта.
Зух со своей Марией-Терезой проводят золотую ночь, а на обратном пути он случайно сносит сарай, в котором гибнут коза и две курицы.
Возмущённый дед, хозяин разорённого контактного зоопарка, идёт докладывать о потраве военному начальству. Так становится известно о ночных приключениях Зуха.
В книге комбат в звании капитана докладывает о происшествии наверх. В фильме комбат становится целым подполковником, и играет его Гела Месхи.
Приезжает прокурор, проводит расследование и заседание военного трибунала, приговор которого звучит коротко – «расстрелять».
В фильме арестованный Зух хлопает ушами, смеясь, взахлёб рассказывает своему другу Янтимеру о своём сне, где он на танке чуть Гитлера с женой не задавил, и пребывает в блаженном убеждении, что всё происходящее – это такой розыгрыш, чтобы проучить его, лопоухого.
В книге Янтимера назначают командовать предстоящей экзекуцией, и он заглядывает к арестованному, чтобы посмотреть, что там за Зух и как он себя чувствует. Зух ведёт себя довольно хладнокровно и тоже рассказывает про свой сон, но не восторженно, а в том плане, мол, зачем разбудил? В книге Зух всё осознаёт, он прямым текстом заявляет: «Я не блаженный!» Он говорит, что понимает – время военное, вдруг боевая тревога, а его нет на месте… Но всё же он до последнего надеется, что приговор смягчат, потому что ничего особо ужасного, по его мнению, он не совершил.
Любой военный знает, что в армии наказывают не за то, что ты сделал, а за то, что попался. Книжный Зух всё отлично понял и осознал. Лопоухий Зух из фильма не понял ничего, он не имеет ни малейшего понятия о военной службе, как и авторы фильма. Даже когда его ведут расстреливать, он ждёт, что из вырытой для него могилы выскочит Валдис Пельш с цветами и криком "Розыгрыш!!!"
И подполковник Гела заставляет Янтимера командовать расстрелом Зуха, хоть Янтимер предупреждал до этого, что Зух – его друг. Если в книге комбат приказывает командиру-разведчику привести приговор в исполнение – это нормально. А в фильме изощрённый садист заставляет Янтимера расстрелять своего друга.
И Зуха расстреливают. А позже приходит пакет из штаба – «заменить расстрел другой мерой».
И если в книге получился рассказ о непростых судьбах людей на войне, то фильм о расстреле невиновного лопоухого Зуха с детским личиком – это слезовыжималочка для домохозяек. В книге Зуху сочувствуешь. В кино же – почти нет. Только Марию-Терезу жалко, которая отчего-то прикипела душой к этому чудику. В кино Зух глупый и нелепый, и любому зрителю в погонах ясно, что он свою «вышку» заслужил сполна, угнав во время войны боевую машину и избив командира.
Привет Министерству культуры, профинансировавшему «Помилование».
Невольно начинаешь другими глазами смотреть на «Сестрёнку»: нам точно хотели показать хороший фильм про хороших людей или тоже манипулировали нашими эмоциями?
А тем, кто не понял про прогулку до Шушар, поясняю: на прошлой неделе был обзор сериала «Приказа умирать не было», где лейтенанта решили расстрелять, и из Стрельны его повели пешком в какие-то далёкие дали, так что я заподозрил, что расстреливать его повели в Шушары. После чего в комментариях мне написали: теперь не говорим - «расстрелять», вместо этого говорим - «отправить прогуляться в Шушары»!
Не забывайте нажать "палец вверх" под обзором!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Афиша фильма с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Помилование» (2023).