Найти тему
Владимир Гордеев

Письма мёртвого человека (1986, СССР, фантастика / постапокалипсис): Предупреждение Лопушанского

Первый полнометражный фильм Константина Лопушанского производит двойственное впечатление. Он одновременно зрелищен и одновременно несмотрибелен.

Как апокалиптическое видение – он производит очень сильное впечатление и потому прекрасен. Режиссером создается страшная, безысходная атмосфера, она убедительна и беспощадна, она завораживает. И очень органичен главный герой, великолепно сыгранный
Роланом Быковым, – старый ученый, лауреат Нобелевской премии, который пишет то в собственном сознании, то на бесполезных листах бумаги письма пропавшему где-то сыну, с которым у него давно испорчены отношения. На руках у него умирает от радиации жена, сам он ютится в катакомбах музея, видимо, антропологического, а снаружи рвутся атомные бомбы, шевелятся в грязи люди в противогазах, а власти (их представители ходят в таких же нелепых противогазах, но зато с оружием в руках) как-то пытаются урегулировать тотальный хаос.

С другой стороны, очевидно каждому зрителю, что в этом фильме никаких изменений не предвидится. Жена умрет, окончательно умрет и сам лауреат, уже чувствующий себя мертвым, вряд ли отыщется его сын, а если отыщется, то зачем? Собственно, режиссер это подчеркивает одним только названием на афише – "Письма мертвого человека".

Кадр из фильма "Письма мертвого человека" (1986)
Кадр из фильма "Письма мертвого человека" (1986)

В мире мертвых ничего не может поменяться относительно мира живых, если, конечно, это не фантастическая комедия вроде "Битлджуса" или кукольный хоррор вроде "Полена", где легко и непринужденно осуществляется взаимосвязь "того мира" и "этого", где налажен увлекательный трансфер между обоими мирами. Лопушанский претендует на реализм, и претендует очень основательно, он не собирается развлекать зрителя побасенками. Поэтому мир мертвых у него полностью отчужден от нашего мира и никак не сможет быть приближен, кроме как твоей, зритель, смертью.

Интерес у нас, живых людей, к миру мертвых вызван не только исключительной непознаваемостью этого другого мира, но и опасениями насчет своего возможного существования там. В фильме "Письма мертвого человека" за первые пять минут раскрывается таинство "мира мертвых". Он, этот мир, непригляден, в нем нет спасения. Полная энтропия. И, главное, ничего не вернуть назад (жанр
"постапокалипсис" не позволяет). Действие застревает во времени. Однако кино – это такая штука, которая обладает сюжетом, а значит, на протяжении фильма что-то должно меняться и то и дело влиять на эмоции зрителя, иначе зрительское внимание элементарно утрачивается. Такая утрата зрительского внимания происходит (у меня, во всяком случае) на фильме Лопушанского.

Кадр из фильма "Письма мертвого человека" (1986)
Кадр из фильма "Письма мертвого человека" (1986)

И все-таки, помимо самой атмосферы (эпизоды, кстати, отсняты в старомодном духе немых хорроров, где разные сцены раскрашивались в разные цвета), в фильме есть еще кое-что прекрасное, чего, пожалуй, не сыщешь в современных фильмах и уж тем более в фильмах "пост-нуклеарных".

Центральные персонажи "Писем" благородны. Умирая по чужой и, конечно, отчасти по своей вине, они не проникаются ненавистью ко всему человечеству. В этом плане фильм парадоксален и трагичен. Одним махом расправляясь с человечеством, режиссер не перестает его любить. Отсюда вывод, что фильм Лопушанского – это не очередное конъюнктурное киновысказывание времен Холодной войны, не мрачное пророчество и попытка сыграть на страхах зрителя и припугнуть его еще сильнее, и даже не совсем "фильм-предупреждение", а, в первую очередь, гуманное кино, проповедующее жалость и любовь "при самых скверных обстоятельствах".

Оценка: 6,0 из 10.

Кадр из фильма "Письма мертвого человека" (1986)
Кадр из фильма "Письма мертвого человека" (1986)

Режиссер: Константин Лопушанский.
Сценарий: Константин Лопушанский, Вячеслав Рыбаков (при участии Бориса Стругацкого),
Оператор: Николай Покопцев,
Композитор: Александр Журбин.

В главной роли:
Ролан Быков
В ролях: Иосиф Рыклин, Александр Сабинин, Нора Грякалова, Вера Майорова, Вацлав Дворжецкий, Светлана Смирнова.

Награды:
МКФ в Маннгейме — Гран-при, Приз ФИПРЕССИ.
МКФ в Варне — Гран-При.
6 Государственных премий им. братьев Васильевых.
МКФ экспериментальных фильмов в Мадриде — Лучший режиссер, лучший оператор.

Другие фильмы про Пост-апокалипсис:

Постапокалипсис | Владимир Гордеев | Дзен

Читайте также на моем канале:

На съемках фильма "Письма мертвого человека" (1986)
На съемках фильма "Письма мертвого человека" (1986)