Найти тему
История моды с Марьяной С.

О пышных во всех смыслах итальянках эпохи Возрождения

Полюбуемся сегодня нарядами итальянок эпохи Возрождения, а именно – одного весьма любопытного периода… Дамы той эпохи на своих портретах просто воплощение жизненной силы. Пышные во всех смыслах! Пышные платья, роскошные пышные тела. Ренессанс в Италии длился долго, поэтому неудивительно, что каноны красоты менялись. От изящных худощавых красавиц XV века – к роскошным женщинам первой трети XVI столетия, щедро одаренным природой. Ну и платья нужны были соответствующие!

Женские портрет, Бернардино Личинио, ок. 1530. (с) Из коллекции Британского посольства в Риме
Женские портрет, Бернардино Личинио, ок. 1530. (с) Из коллекции Британского посольства в Риме

Конечно, изменения в моде были плавными, медленными. Чуть завышенная талия, модная в предыдущем веке, спускалась всё ниже. При этом юбки становились всё шире, рукава – всё пышнее. То есть объём платьев постепенно увеличивался. И родилась мода, которую не спутаешь ни с чем. Видите подобное на портрете и понимаете, что речь о периоде с 1520-х вплоть до первой половины 1540-х.

Женские портреты, Аньоло Бронзино, 1530-е. Слева - из Королевской коллекции, справа - из коллекции Штеделевского художественного института
Женские портреты, Аньоло Бронзино, 1530-е. Слева - из Королевской коллекции, справа - из коллекции Штеделевского художественного института

Общее впечатление – массивность! Талии не тонкие, а… нормальные. Которые не вызывают у нас сегодня мыслей «ну, я в такое платье ни за что бы не поместилась» - как это нередко бывает с платьями других периодов истории моды. Юбки заложены складками у талии и такие пышные, что сразу понятно – тут уж без нижних юбок для поддержки этой пышности не обойтись.

Лифы платьев – плотно облегающие, гладкие спереди, но корсетов под ними нет! Итальянки, в отличие от испанок, обходились без них. Правда, лифы при этом делались на подкладке, порой из нескольких слоёв, с проклеенным холстом – именно для того, чтобы не было никаких складок. И ткань представала во всей красе. Шнуровались такие лифы чаще всего сзади или сбоку, чтобы спереди ничего не нарушало чистоту линий. А декольте… Просто огромные! Глубокие вырезы были, как правило, прямоугольной формы, причём не только спереди, и сзади. Порой вырез был глубоким настолько, что грудь была прикрыта только сорочкой. Тут, конечно, возникает вопрос – а как такие платья с плеч-то не съезжали? Скорее всего, за счёт проймы, которая делалась очень узкой, и плотно охватывала плечи.

Слева - портрет дамы, Бартоломео Венето, 1530, из коллекции Музея искусств Тимкена. Справа - "Портрет женщины с нотами", Франческо Баккьякка, 1540-45, из коллекции Центра Гетти
Слева - портрет дамы, Бартоломео Венето, 1530, из коллекции Музея искусств Тимкена. Справа - "Портрет женщины с нотами", Франческо Баккьякка, 1540-45, из коллекции Центра Гетти

Ну и главное, что придавало образам массивности – это рукава. Очень широкие у плеч, с большими пышными буфами. А вот узкая часть могла быть как того же цвета, так и контрастного. Чтобы такой рукав держал форму, его делали на подкладке.

Если раньше, как правило, в люди женщины выходили надев поверх основного платья ещё одно, верхнее, то, сами понимаете, на такие платья надеть ещё одно достаточно сложно. Так что наряды стали «одинарными».

А, поскольку в образе всё взаимосвязано, то… вот представьте себе даму в таком платье и со скромной гладкой причёской. Голова на фоне такого объёма казалась бы непропорционально маленькой! Так что в моду вошли т.н. «бальцо», большие округлые головные уборы (почитать о них подробнее можно здесь). И они эти пышные наряды уравновесили.

Портрет Лауры Пизани, художник из круга Доссо Досси, 1525. (с) Из частной коллекции
Портрет Лауры Пизани, художник из круга Доссо Досси, 1525. (с) Из частной коллекции

Словом, красивой женщины должно быть много, как считали тогда! 😊

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!