Найти тему
История моды с Марьяной С.

Об эффектных уборах итальянок эпохи Возрождения

"Бальцо". Баль-цо. Округлое такое слово, правда? И головной убор, который носили итальянки эпохи Возрождения, тоже округлый. Это, можно сказать, близкий родственник тюрбана. И довольно эффектный! Так что давайте любоваться.

"Лукреция" Лоренцо Лотто, 1528-30.  (cc) Wikimedia Сommons
"Лукреция" Лоренцо Лотто, 1528-30. (cc) Wikimedia Сommons

Бальцо носили с XV века, и тогда они были довольно большими, высоко поднимаясь над головой. Конечно, для такого убора нужен был каркас, и, по всей видимости, его делали из ивовых прутьев (да-да, как корзинку), а уже сверху покрывали красивой тканью.

Вот, например, персонажи библейские, но художники изобразили женщин в модных головных уборах, которые носили их современницы:

Слева - голова принцессы, деталь фрески "Святой Георгий и принцесса", Пизанелло, 1436-38. Справа - Саломея, деталь фрески "Пир Ирода", Мазолино, 1525-31. (cc) Wikimedia Сommons
Слева - голова принцессы, деталь фрески "Святой Георгий и принцесса", Пизанелло, 1436-38. Справа - Саломея, деталь фрески "Пир Ирода", Мазолино, 1525-31. (cc) Wikimedia Сommons

К 1470-м бальцо итальянкам надоели и они с ними распрощались. Казалось бы, навсегда... Но не тут-то было! В 1510-х бальцо вернулись, хотя выглядели уже не совсем так, как те, что носили в прошлом столетии. Дамы тогда стали носить платья с пышными юбками и очень пышными у плеча рукавами. Нужен был головной убор, который уравновесил бы всю эту красоту - а то на фоне наряда женские головки казались бы маленькими...

Старинная мода возродилась заново, и знаменитый живописце Тициан Вечелли писали, что женщины "носят на голове бальцо разных цветов, из золотой парчи и шёлка, и украшают лепестками розы и другой отделкой".

Слева - портрет дамы, Бернардино Луини, 1520-25. Справа - портрет дамы, Бернардино Личинио, 1533. (cc) Wikimedia Сommons
Слева - портрет дамы, Бернардино Луини, 1520-25. Справа - портрет дамы, Бернардино Личинио, 1533. (cc) Wikimedia Сommons

И вот уж тут итальянки развернулись вовсю. Если старинные бальцо были, как правило, лаконичными, то новые мало того, что поменяли форму, так ещё и расцвели! Разноцветные ткани, зачастую узорчатые, тесьма, жемчуг...

Смотрите, смотрите, мужчина тоже бальцо нацепил! Но ему не идёт. :)

"Музыканты", Каллисто Пьяцца, 1528-30. (cc) Wikimedia Сommons.
"Музыканты", Каллисто Пьяцца, 1528-30. (cc) Wikimedia Сommons.

А ещё появилась разновидность бальцо, в которой в качестве отделки могли задействовать и волосы - причём как свои собственные, так и накладные. В 1509 блестящая дама, Изабелла д'Эсте, маркиза Гонзага, ввела в моду "капильяра" - это нечто среднее между головным убором и причёской. Волосы переплетались с тканью (конечно, использовали и шиньоны), и украшались бантами, лентами, жемчугом и цветами. Изабелла поначалу пыталась отстоять своё право быть единственной, кто носит подобное, и разрешала подражать ей только некоторым избранным дамам. Но, разумеется, сохранить "эксклюзивность" не удалось, и капильяра вошла в моду по всей северной Италии.

Слева - портрет дамы, Бартоломео Венето, 1530. Справа - портрет дамы с Мальчиком, Паорис Бордоне, сер. 1530-х.  (cc) Wikimedia Сommons
Слева - портрет дамы, Бартоломео Венето, 1530. Справа - портрет дамы с Мальчиком, Паорис Бордоне, сер. 1530-х. (cc) Wikimedia Сommons

Ну а потом мода снова сменилась, и бальцо вышли из моды окончательно. Но успели оставить заметный след в живописи!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory