Найти тему
Советы мечтателям

На какие средства должны приобретаться самолёты для местных линий?

Сегодня от Дениса Сергеевича вышла вполне интересная статья, как раз по моей тематике. По идее, я разбираю такие статьи, однако по фактам я с ним не спорю. По многим аргументам соглашусь, в частности, мне импонирует то, что он согласен, что приоритет должен быть за Сухими и МС-21, а Ту-214 больше нужен для поддержки штанов Казанского авиазавода. С чем-то не согласен, в частности про сложности изготовления крепежных материалов для Ан-2.

Однако, в своей статье он поднял крайне интересную тему, которую я тоже вскользь касался. Поэтому с его позволения я бы её продолжил. А именно: почему финансовый вопрос зарубил проекты модернизации Ан-2 (это ТР-301/Ан-3/ТВС) и почему у Байкала есть перспективы.

Первым проектом модернизации Ан-2 был Ан-3. Проект с двигателем ТВД-20 пришёлся на девяностые. Он не был успешен по причине высокой стоимости для авиакомпаний. Тем более, что самолёты производились не с нуля, а путём переоборудования имеющихся планеров с остатком ресурса не менее 50%. В девяностые в регионах совершенно не было средств на субсидирование перелётов, в стране было полно Ан-2, а тратить бешеные деньги без внятного рынка кредитования и лизинга с галопирующей инфляцией никто не собирался. Даже в сельском хозяйстве был упадок, которое могло бы вложиться. Не говоря уже про авиалесоохрану и остальных. На Антарктиде Ан-3 был привезён, вроде бы даже немного полетал, но потом не смог запуститься из-за мороза и простоял несколько лет. Всего построили 35 самолётов, выпуск закончили в 2009 году.

ТВС-2 (ДТС/МС) был более интересный за счёт зарубежного БРЭО и двигателя ТРЕ331. В случае с МС тоже был переделкой старого планера от Ан-2. Оказался более успешен, так как производился в наши дни (даже ещё продолжает производиться штучно Русавиапромом). В каких-то регионах выполняют регулярные местные рейсы. Всем хорош, да только всё оборудование импортное, проблемы со ввозом всё же есть.

ТР-301 вообще интересная поделка. Самый недорогой вариант. Тоже переделка старого планера, но с заменой одного АШ на два ГТД-350. Про количество таких машин тяжело сказать. Видел на МАКСе.

Байкал отличает от этих проектов следующее. Во-первых, проект не от государства, а от частного УЗГА. Поэтому говорить о том, что государство занимается не тем, чем нужно, не стоит. Так как УЗГА, являясь независимой от государства организацией, может заниматься чем хочет. Они предложили этот проект государству, то сравнило с ТВС от Русавиапрома, который проигрывает за счёт того, что производилась модернизация Ан-2 зарубежными компонентами и выбрали Байкал.

Один лётный экземпляр Байкала имеется, правда, пока что с Вальтером. Однако УЗГА самостоятельно ведут двигатель ВК-800СМ. Работы по нему практически завершены, скоро увидим на лаборатории. Опять-таки, это не имеет отношения к ОАК. УЗГА действуют сами по себе, но в рамках принятых перед Правительством обязательств.

Теперь к вопросу стоимости. Байкал в самой базовой комплектации обозначил цену в 120 миллионов рублей. Я же и писал, что это по миллиону рублей в месяц, не считая процентов, если рассматривать 10-летний срок окупаемости. Для местного самолёта, который в месяц перевезёт 600-700 человек, это немыслимая стоимость для возможной окупаемости. Так что вряд ли он себя окупит. Однако, Аврора выкатила огромный перечень вопросов к комплектации, после чего стоимость взлетела в два раза. Сюда относится метеолокатор и многие другие моменты. Денис о них в статье умолчал, когда рассказывал про удорожание для Авроры, но факт есть факт.

Однако, в текущей ситуации авиакомпаниям невыгодно заниматься местными перевозками. Здесь нет заработка вообще. А если давать рейсы в нагрузку, то усложнится жизнь у пассажиров с других рейсов, которые не имеют отношения к рейсу, который требуется субсидировать. Да и в текущей ситуации с минимальной рентабельностью данные меры ни к чему не приведут.

Но транспорт нужен местным жителям, а соответственно регионам. Как, кстати, решаются эти вопросы, если абстрагироваться от авиации. Электропоезд ЭП2Д из четырёх вагонов стоит порядка 450 миллионов рублей. За два электропоезда можно купить штук пять самолётов Байкал. Которые могут обеспечить транспортную доступность Приморского или Хабаровского края или 3-4 областей в центральной части страны. Никто же не спрашивает, окупает ли себя электричка.

Дальше, модное веяние – электробусы. Они стоят больше 60 миллионов рублей за штуку. То есть, один Байкал – это 2-3 электробуса. Или 6-8 автобусов Лиаз-5292. Трамвайный вагон современный – 75 миллионов рублей. То есть, один Байкал – это два трамвайных вагона.

То есть, для регионов стоимость данных самолётов не является запредельной. Что же делать с приобретёнными самолётами? Их нужно передать в лётно-техническую эксплуатацию перевозчику, у которого открыт уже данный тип самолёта. Перевозчик сам будет решать вопрос с экипажами, их сменами, расселением, а таже договоренностями с аэропортами, заявками и т. д. Соответственно, местным властям будут перевыставляться прямые расходы перевозчика и фиксированная стоимость лётного часа, которая будет зафиксирована в договоре.

Перевозчик под своим кодом сможет вести продажу билетов на рейсы по установленной цене, сокращая объёмы требуемых выплат местных властям на сумму выручки. Таким образом регион получит вполне адекватную систему местных воздушных линий, содержание которой не будет стоит баснословных сумм.

Ну и стоит учесть, что плюсы авиации – относительно недорогая инфраструктура. Если нормальных дорог нет, то самолёт обойдётся дешевле. Это совершенно не значит, что нужно летать между соседними деревнями. Однако в очень многих местах воздушное сообщение действительно не имеет альтернатив.

Такая схема работает в Приморском крае. Да во многих регионах есть что-то похожее. Так что схема рабочая. А про стоимость, возможно, и стоит переживать. Однако есть регионы с нормальным общественным транспортом, а есть те, где ситуация пущена на самотёк, а города оккупированы маршрутчиками. Цивилизованные подходы нужны. А ещё развитие местного туризма, тогда точно будет куда гонять маленьким машинам.

Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/

------------------------------------------------------------------------------
1. Размещать больше форму со сбором на пиво не буду. В переводах на развитие канала не нуждаюсь, так как пишу регулярно для аудитории, это моё увлечение, ну не блогер я профессиональный. Однако, форма сбора была полезна, чтобы я видел, что читателю особенно что-то понравилось и писал чаще на данную тематику. Поэтому напишу номер карты, куда можно сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/350078.html

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5

5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/