Ой, какие занятные новости о модном нынче импортозамещении попались мне на глаза сегодня утром! Одна аж из 2015 года, а вот другая...
Обо все по порядку.
По прошествии восьми (!) лет читать такие новости без ностальгической улыбки не представляется возможным. Особенно умилил в статье от 2015 года старина Ту-214 - самолет-ветеран, который, замечу, не так давно (22.03.22) обещали окончательно 'импортозаместить' к концу года. Прошлого, подчеркну, 2022 года:
Заместить зарубежные детали в отечественном пассажирском лайнере Ту-214 можно за год, заявил вице-премьер Юрий Борисов в ходе рабочей поездки на Казанский авиационный завод им. Горбунова (филиал ПАО «Туполев»).
Так официальный представитель государственной власти говорил в марте 2022 года.
Время прошло - кто теперь вспомнит прежние заявления? - поэтому сегодня говорят про 2024.
Пассажирский самолёт Ту-214 на 87% состоит из российских комплектующих. Полное импортозамещение – лишь к концу 2024 года
Чтобы импортозаместить целиком, нужно цифровизировать все процессы изготовления Ту-214
Как следует из плана импортозамещения в авиастроении, опубликованного Минпромторгом, отрасль ждут масштабные изменения.
Импортозамещение Ту-214
Итак, та самая новость из 2015 года, пробившая меня с утра на ностальгию.
"В России должны будут производиться 10 из 22 наименований импортных комплектующих для Sukhoi SuperJet-100 (SSJ100). Среди них - пассажирские кресла, остекление фюзеляжа и др. В остальных случаях доля импорта может остаться на уровнях от 30 до 80%. Для самолета МС-21 шесть компонентов из 35 должны производиться в России.
Больше всего российских компонентов должно быть в самолетах семейства Ту-214 (Ту-204-200) - все 242 импортных компонента должны производиться в России.
Производство должно быть налажено до 2020 г., но некоторые компоненты должны производиться уже со следующего года.
Каким образом будет налажено производство этих компонентов в России, представитель Минпромторга не объяснил".
Вот такие вот дела.
Тем, кто российской авиацией до конца февраля 2022 года не интересовался, поясню: вопрос импортозамещения в отрасли поднялся на несколько лет раньше, а именно в в 2014 году, когда мы узнали, что такое санкции в ответ на #крымнаш. Нет, так-то заявляли о необходимости сеять светлое и доброе куда раньше, но дальше разговоров дело не зашло (в конце статьи приведен исторический пример), но именно в 2014 году об этом стали говорить с особенным пафосом высокопоставленные лица.
(Как сегодня мы уже знаем, пафоса было недостаточно).
С тех пор слово "импортозамещение" стало мелькать все чаще и чаще, однако - по моим наблюдениям, по крайней мере, - ни к чему никого все это не обязывало, и кроме новостей, вроде вытащенной из архивов выше, ничего толком и не делалось. Планы заявлялись, слова произносились, дело топталось на месте и даже откатывалось назад.
Нет, сейчас вроде как засуетились - во исполнение слов президента, сказанных на его встрече с представительницами авиационных профессий 08.03.22 г. о мужике, у которого "пока гром не грянет".
(Несколько, кхм, неожиданно было услышать такие слова).
Подытожим новости про Ту-214:
1. Ту-214 - совсем не полностью, как думали многие, отечественный и легкой "прогулкой" его импортозамещение не будет.
2. Представители власти далеки от деталей и нюансов. Их дело громко заявить, а дальше хоть трава не расти - народ все равно забудет.
3. Наконец-то в ОКБ осмелились признать проблемы и сказать вслух - это радует.
По пункту 1 имею сказать следующее.
О том, что называемые "полностью отечественными" Ту-204, 214 и Ил-96 такими на самом деле не являлись, я не раз говорил в прошлом еще до начала вот этого вот всего во время встреч с подписчиками - как реальных, так и виртуальных. И тогда же выражал вслух сомнения об экономической целесообразности растраты бюджета на эти проекты, если стоит задача выпустить в эксплуатацию куда более современные самолеты. Ту-214 - прямой конкурент МС-21, при этом уступает ему практически во всем, а единственным преимуществом называлось "простота импортозамещения - ведь он отечественный". Так заявляли и после вот этого вот всего, только на фоне ура-патриотизма способность слышать и слушать тех, кто в теме, резко снизилась.
Моя позиция не изменилась. Я не вижу необходимости в трате средств на "выкапывание стюардессы". Нет необходимости вкладывать огромные средства в самолет Ту-214, куда как правильнее (это мое мнение, подчеркну), учитывая обстоятельства, обеспечить в полной степени поддержку проектов МС и SSJ, а также поддержать авиакомпании, которые в этом году испытывают большие трудности - поставка запчастей серыми путями обходится в копеечку, а летать на чем-то надо, пока не наступил второй магический срок - 2030 год.
Кто-то, возможно, возразит, мол "Ту-214 давно производят, импортозаместить его все равно легче, он будет дешевле, чем МС-21". Ага, щаз!
Когда дело касается отечественных самолетов, начинается удивительное ценообразование. Для подтверждения этого феномена приведу следующую статью:
"Названа стоимость отечественных самолётов SSJ New, МС-21 и Ту-214"
Цитата:
Из документа следует, что минимальная стоимость импортозамещённого SSJ New для «Аэрофлота» составит 2,256 млрд. рублей (примерно 33 млн долларов по текущем курсу).
Стоимость МС-21 и пассажирского Ту-214 одинакова и составит 3,144 млрд. рублей (примерно 46 млн долларов).
В статье не указывается, как именно в правительстве рассчитали стоимость самолетов. На чем она была основана и почему новейший самолет из серии "прорывных аналоговнет", в который уже вбухано немало денег и еще немало предстоит вбухать, стоит столько же, сколько "почти отечественный, давно производимый" - непонятно.
К ценообразованию вернемся ниже.
Но ладно Ту-214! Самолет этот - плюс-минус современный, пусть и с определенной натяжкой.
Куда как удивительнее другое!
Импортозамещение... Ан-2
Сегодня по новостям прогремело, что требуется импортозаместить... Ан-2! Легендарный "кукурузник", первый полет которого состоялся аж в 1947 году! Импортозаместить биплан на расчалках, двигатель которого уходит корнями в 1930-е годы!..
К слову, замечательнейший самолет - имел честь учиться на нем летать и даже немного поработать.
Беда пришла, откуда не ждали, но этому всему тоже есть основания, о них расскажу ниже. А пока, собственно, удивившая утренняя новость на РБК:
"Авиакомпании и ремонтные заводы оценили риски приостановки полетов на самолетах Ан-2.
Авиакомпании столкнулись с риском остановки полетов на самолетах Ан-2 из-за проблем с поставками импортных запчастей. Но уже в /волшебном/ 2024 году для их замены перевозчики начнут получать новые воздушные суда «Байкал», обещает Минпромторг."
И здесь хочется вставить пару слов.
Во-первых, с каких это пор наши авиакомпании стали "получать самолеты"? #ячтотопропустил или как?
Самолеты в плановом порядке раздавались авиаотрядам в старые добрые советские времена. О том, что такая практика возобновилась, я не помню. Наоборот, я слышал гневное "контракты где, я вас спрашиваю"? в исполнении президента не далее как в январе сего года. ВВП распекал Мантурова за бодрый доклад при отсутствии реальных дел и заказов от авиакомпаний (к слову, каким-то значимым образом ситуация за полгода не поменялась, вопрос остается актуальным).
Прежде чем самолёты получить, в капиталистическом государстве необходимо сначала заключить контракт и заплатить кое-какую сумму, только вот авиакомпании, Ан-2 эксплуатирующие, как бы так выразиться помягче... традиционно стеснены в средствах. И в этом, к слову, основная причина того, что до сих пор ни один убийца айфонов, простите, "деда-кукурузника", так и не повторил успех проекта восьмидесятилетней давности. Им просто очень дорого замещать неприхотливого ветерана. А дотации - ну так обещать-обещают, а по факту все сложно.
"Убийцы" - проекты Ан-3 и разные вариации ТВС - таковыми не стали. Упомянутый выше ЛМС-901 "Байкал" тоже не первый год разрабатывается, и конкретно сегодня основная проблема этого самолета - черт побери, снова импортозамещение! Всего-то навсего необходимо заместить импортный двигатель.
Следует заметить, что проект создания этого двигателя лежал на боку много лет, но после февраля 2022 года про него вспомнили, с бока приподняли, смахнули пыль, смазали и пытаются реанимировать до состояния жизни. Процесс реанимации идет, авиакомпании замерли в ожидании - на волшебный 2024 год обещано появление самолета и двигателя в серии, но вопрос с заменой Ан-2 на "Байкалы", точнее, вопрос "где деньги, Зин?", все еще остается насущным.
В общем, и с "Байкалом"-убийцей все не так гладко, что, подчеркну - вполне ожидаемо, учитывая обстоятельства...
Только вот не для каждого ожидаемо и очевидно. На днях представители власти в очередной раз продемонстрировали свои познания в области рынка и экономики:
"Ой, а что случилось?" - полпред президента в ДФО Трутнев выразил удивление неожиданному росту стоимости самолета "Байкал".
"Мы посмотрели работу компании «Аврора». Компания развивается, работает, но там есть вопросы, связанные со строительством нового самолета для внутренних линий. Мы поддерживали строительство самолета «Байкал», но в процессе [он] начал почему-то расти в цене."
Действительно, как же так - время идет, а новый самолет почему-то требует больше денег? Не иначе как враги народа постарались! Ну ничего, разберутся как следует и накажут кого попало.
Ну а ценник после этого вырастет еще - не знаю, сомневаетесь ли вы, мой дорогой читатель, но у меня сомнений в этом нет. Ведь ценник должен не с потолка браться, а на основе реальных затрат плюс получение прибыли для возможности дальнейшей работы. Конечно, если богатое государство все проспонсирует, в том числе и "получение самолетов", можно любой ценник нарисовать, включая нулевой...
Тогда к чему подобное удивление?
Не понимаю.
Во-вторых, кажущаяся на первой взгляд абсурдной новость про импортозамещение ветерана еще той, советской, авиации Ан-2, на самом деле, если разобраться, вполне ожидаемая. Только об этом никто не думал, включая и автора этого канала. Ну вот просто не думалось об этом на фоне все остального, и все тут.
Дело в том, что производство Ан-2 еще в 1950-х было передано за рубеж. В СССР собрали незначительную часть от всего количества выпущенных когда-либо Ан-2.
Наибольшее количество этих самолетов было выпущено в некогда дружественной Польше. С 1958 года ей были переданы права на производство этого самолета и определен порядок продажи Ан-2 в СССР. На заводе WSK «PZL-Mielec» в польском городе Мелец полномасштабное производство сохранялось до конца 1992 года, а отдельные мелкие серии выпускались до января 2002 года.
Всего в Польше было выпущено 11915 экземпляров АНн-2, из которых 10440 было поставлено в СССР (и далее в СНГ после распада СССР).
Ан-2 производился по лицензии в Китае в различных вариантах с наименованиями Shijiazhuang Y-5 и Nanchang Y-5.
Да, теперь-то понятно, что решение передать производство Ан-2 за рубеж и свернуть его в СССР было поспешным и необдуманным. Поэтому и получили сегодня неприятности на свою голову - совсем в этом вашем Союзе о будущем не думали! Одним словом - совок!
(Если что, только что был сарказм).
Забавный факт: авторские права на "Кукурузник", как выяснил Минпромторг еще в 2014 году, принадлежат... Кому бы вы думали?..
Авторские права на биплан Ан-2 принадлежат европейскому концерну AIRBUS, хотя споры о том, можем ли мы на эти права начхать с того самого года не прекращаются, а в свете сегодняшних событий, понятное дело, размышлять "чихать или нет" даже не требуется - это происходит по умолчанию.
Подытожим новости про Ан-2:
1. Дожили - надо импортозаместить Ан-2.
2. Порядка 60 позиций комплектующих Ан-2 необходимо импортозаместить.
3. Правительство в этом не видит проблем - скоро в авиакомпании начнут поступать "Байкалы".
4. На какие средства авиакомпании будут менять Ан-2 на "Байкалы" - пока не ясно.
6. Но рост цены нового самолета почему-то удивляет.
Млять, рост цен на автомобили и огурцы их не удивляет, а рост цены на "Байкал" требует расследования!
-=(о)=-
Ну и дабы на правильной ноте закрыть разговор об удивительных планах и заявлениях ответственных лиц, которые не понесли никакой ответственности ни за слова, ни за срыв планов, вытащу из архива еще одну замечательную новость - из далекого 2005 года.
Автор канала был молодым и еще стройным, только-только знакомился с буржуйским самолетом Боинг-737, поработав до этого два года на Ту-154 и не растеряв еще веры в новости о планах возрождения былого величия...
Да, я очень хорошо помню эти планы и свою наивную веру.
Российский авиапром станет третьим в мире
Вчера стало известно, что в Минпромэнерго завершена разработка стратегии развития авиапромышленности на период до 2015 года.
Этот документ, который министр Виктор Христенко представил президенту 8 февраля, оказался весьма либеральным - и по предложенной методике реформирования отрасли, и по взглядам на международную кооперацию.
Главной целью программы является превращение России в третий центр мирового авиастроения и завоевание к 2015 году 10 % мирового рынка продаж магистральных и региональных самолетов. При этом объем продаж только российских пассажирских самолетов должен составить почти $6 млрд руб. Для достижения этой цели планируется создать частно-государственную объединенную авиастроительную компанию.
Вот для каких целей было запланировано создать ОАК.
Всего доброго!
Летайте безопасно!
По теме:
О проблеме гвоздей в авиации. Реалии и вызовы сегодняшнего дня