Найти в Дзене

Усадьба Большие Вязёмы. Часть 2. На Конном дворе

Начало тут

В былые времена в Подмосковье было два необычных Храма с коронами на куполах: Преображенский в Вяземах (где мы сейчас находимся) и Знаменский в Дубровицах/Подольск, где мы были сравнительно недавно, то бишь в этом году.

И тут, и там короны были установлены с подачи любителя европейской культуры/архитектуры князя Бориса Голицына. Напомню, что он был дядькой/воспитателем императора Петра I, а сам царь лично приезжал в Вязёмы минимум три раза.

На сегодняшний день царский головной убор (чуть не написал «царская шапка Мономаха») венчает лишь Знаменскую церковь в Дубровицах. Корона с церкви Преображения после Октябрьской революции/октябрьского переворота 1917 года была снята и считалась утерянной, но… случаются же чудеса! Сохранилась, курилка!

Её отыскали и поставили вон там, у ограды.

Как отыскали? Кто отыскал. Искали – не совсем точная характеристика.

***

Из источников: после революции «…чтобы корона не обрушилась, реставраторами было принято решение снять её с купола. Какое-то время, разделённая на несколько частей, она стояла в алтаре. Затем её просто выкинули. И никто не знал о её дальнейшей судьбе.

Предмет, представляющий историческую ценность, нашёл священник Храма отец Павел. Долгие годы он хранил её в подклете – подвале храма».

К короне я (мы с женой) ещё вернусь (вернёмся) – своими ногами после окончания экскурсии.

…На снимке ниже – вид на ограду Преображенской церкви и на белокаменную корону у ограды.

***

..На Храме семь глав/куполов. Внутри церкви четыре престола.

Из истории святилища. Воздвигнут Храм был в старинном селе Никольское-Вязёмы (прежнее название села) царём Борисом Годуновым в конце XVI века. Строилась церковь предположительно с 1584 по 1600 годы.

Из церковных источников: «…В селе существовала в то время деревянная Никольская церковь, а также небольшой монастырь, посвящённый святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Возведённый белокаменный храм посвятили Живоначальной Троице. В другой годуновской вотчине, в селе Хорошево, что ныне часть Хорошевского района Москвы, царь Борис построил церковь с таким же посвящением, как в своих Вязёмах: во Имя Святой Троицы…

…В начале XVII века, а именно в 1606 году, по пути в Москву, в храме в Никольском-Вязёмах молилась невеста Лжедмитрия I Марина Мнишек. Путешественница в своих дорожных записях отметила, что церковь воистину царская, красиво украшенная. Бывал здесь и сам Самозванец: однажды он печально прославился в селе, устроив в нём, неподалёку от церкви, зимний (на Масленицу) потешный бой с нешуточными обидами русским боярам – в снежки, летевшие в русских, немецкие и польские наёмные воины вкладывали камешки, песок и даже свинцовые пули, и в результате такого мошенничества оказалось немало пострадавших…»

На снимке ниже – сама двухэтажная Преображенская церковь (с которой была снята корона)! Вид с территории Конного двора.

-2

…И моя супруга на фоне Храма (без короны… оба без корон)…

…Храм уместился на женской ладошке…

***

В Смутное время Преображенскую церковь (в те времена она ещё была Троицкой) разграбили, её стены были изрисованы (поверх росписей) разными письменами и именами, в том числе польскими, датами «посещения» святыни и, в некоторых случаях, указаниями на то, чем «посетители» в храме занимались. Так, некто пан Ежи из Кракова, в храме молился и оставил об этом в его истории свою отметину.

Гипотеза (разумеется, не моя): «…Быть может, зимой 1618–1619 годов в селе можно было видеть встречу Патриарха Филарета, отца царя Михаила Фёдоровича Романова, московским духовенством и боярами, которая произошла, согласно рисунку в летописи, на мосту через речку Вязёмку. Патриарх возвращался в столицу из польского плена. По другой версии, рисунок говорит о встрече на мосту через Москву-реку в районе Николиной горы…»

***

Пока что, напоминаю, мы с супругой крутимся на территории Конного двора. Ждём начала экскурсии.

Слева от здания, которое было то дворцом, то конюшней, избушка на курьих ножках и ступа. Александром Сергеевичем, наконец, повеяло («…избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей…»)!

Сомнительно, что во времена Годунова или Голицыных эти сооружения тут находились (тут все вместе улыбнёмся).

Впрочем, сомнительно, что и во времена Пушкина (опять улыбнёмся).

…Вот эту роль супруге я точно не предлагал. Это она сама находке так обрадовалась.

-8

***

И в избушку на курьих ножках я жену не отправлял, туда не поселял. Она сама!

-10

Продолжение следует.

Начало тут:
Часть 1