Найти тему

Лучшие советские фильмы о путешествиях во времени

Фантастику в СССР снимали не слишком часто, а уж фильмы, в которых герои путешествовали бы во времени, как многим кажется. можно пересчитать по пальцам одной руки. Кому-то и вовсе не удается вспомнить ничего кроме "Ивана Васильевича" Леонида Гайдая. Но такие фильмы были, и давайте вспомним наиболее яркие или прочно забытые.

Иван Бортник и Сергей Колтаков в фильме "Зеркало для героя", 1988
Иван Бортник и Сергей Колтаков в фильме "Зеркало для героя", 1988

"Зеркало для героя", 1988, режиссер Владимир Хотиненко. Два главных героя перемещаются из предположительно Свердловска (фильм снимали на Свердловской киностудии, но съемочные локации находятся в Донецке) конца 1980-х в один-единственный повторяющийся воскресный день 1949 года. Они видят своих родителей (а герой Ивана Бортника и себя самого в юном возрасте), общаются с местными жителями, заводят отношения, даже идут работать на шахту и пытаются предотвратить нападение на местного кассира, но утром день запускается по-новой, и все приходится начинать сначала. Герои помнят, что случилось вчера, но все остальные - нет. Концепция закольцованного дня впоследствии не раз использовалась в Голливуде ("День сурка", "Грань будущего"), но нельзя исключить, что наш фильм с таким сюжетом был первым.

Роман Ткачук, Дмитрий Николаев и Георгий Вицин в фильме "Шаг с крыши", 1970
Роман Ткачук, Дмитрий Николаев и Георгий Вицин в фильме "Шаг с крыши", 1970

"Шаг с крыши", 1970, режиссер Радомир Василевский. А вот этот детский фильм, снятый на Одесской киностудии. можно отнести к категории незаслуженно забытых. По сюжету главный герой - ученик пятого класса Витя Парамонов (Дмитрий Николаев) - встречает на крыше волшебную синюю ворону, благодаря которой начинает путешествовать по разным временам и эпохам, начиная с каменного века. Побывает он и у французских мушкетеров (фильм был снят задолго до триумфа "Д’Артаньяна", выпущенного на той же Одесской киностудии), и даже в 1919 году - в самый разгар Гражданской войны в России. Тут Витя сумеет спасти от белых бойца легендарной чапаевской дивизии.

Сергей Шакуров и Александр Палеес в фильме "Разбудите Мухина!", 1968
Сергей Шакуров и Александр Палеес в фильме "Разбудите Мухина!", 1968

"Разбудите Мухина!", 1968, режиссер Яков Сегель. Еще одна малоизвестная, но очень хорошая картина про перемещения главного героя во времени. Пусть они и происходят в его снах, но все равно следить за этим очень интересно. К примеру, студент Саша Мухин оказывается вдруг в доме Александра Сергеевича Пушкина (Александр Палеес) и помогает ему закончить знаменитое стихотворение о нерукотворном памятнике. Потом беседует с Бенкендорфом (которого очень иронично играет Николай Рыбников). В следующем прыжке во времени Мухин уже рядом со Спартаком и римскими сенаторами, потом на суде инквизиции над Галилеем (Николай Сергеев). Все эпохи отражаются с большим юмором, поэтому фильм можно назвать ненаучно-фантастическим и ироничным. Причем он был сделан задолго до гайдаевского "Ивана Васильевича", где все путешествия во времени также произошли во сне главного героя.

Александр Годунов и Людмила Власова в фильме "31 июня", 1978
Александр Годунов и Людмила Власова в фильме "31 июня", 1978

"31 июня", 1978, режиссер Леонид Квинихидзе. Многострадальный фильм известного режиссера, до этого снявшего "Соломенную шляпку" и "Небесных ласточек", завоевавших огромную популярность телезрителей. И эта лента также создавалась легкой, музыкальной и захватывающей, но исполнитель одной из главных ролей, танцор балета Александр Годунов неожиданно остался в США почти сразу после завершения работы над картиной. Ее успели показать по ТВ 31 декабря 1978 года и больше не повторяли 10 лет - пока не сменилась целая эпоха, и уехавшие за границу советские граждане перестали считаться предателями. Кстати в фильме также играет супруга Годунова Людмила Власова, которая оставаться в США отказалась, из-за чего советский самолет с ней на борту несколько дней не выпускали из Америки (смотрите ленту "Рейс 222" Сергея Микаэляна 1985 года). Ну а "31 июня" рассказывает о любви проживающего в XXI веке художника и принцессы королевства Перадор времен короля Артура наполнена прекрасной музыкой, танцами, рыцарской тематикой и даже сегодня смотрится с большим интересом.

Анатолий Грачев в фильме "Что-то с телефоном", 1979
Анатолий Грачев в фильме "Что-то с телефоном", 1979

"Что-то с телефоном", 1979, режиссер Константин Осин. Многие видели популярный американский фильм Грегори Хоблита "Радиоволна" с Деннисом Куэйдом, где парень из 1999 года во время грозы по радио вдруг связывается со своим отцом - пожарником, погибшим в далеком 1969 году. Идея о возможности такого разговора через годы кажется очень оригинальной. Однако первой пришла она в голову не американским сценаристам, а Киру Булычеву - советскому писателю, написавшему рассказ "Можно попросить Нину?" В нем главный герой из своего 1979 года набирает по телефону знакомой, но почему-то попадает к неизвестной ему девочке. И вскоре узнает, что она находится в 1942 году. Рассказ был экранизирован, но фильм Константина Осина "Что-то с телефоном" относится к числу прочно забытых. Это актерский дуэт Анатолия Грачева и Ии Арепиной, обязательно посмотрите его, если появится время. Тем более, что самый знаменитый советский фильм про машину времени был также снят по произведению Булычева - это пятисерийная "Гостья из будущего" Павла Арсенова.