Фантастику в СССР снимали не слишком часто, а уж фильмы, в которых герои путешествовали бы во времени, как многим кажется. можно пересчитать по пальцам одной руки. Кому-то и вовсе не удается вспомнить ничего кроме "Ивана Васильевича" Леонида Гайдая. Но такие фильмы были, и давайте вспомним наиболее яркие или прочно забытые.
"Зеркало для героя", 1988, режиссер Владимир Хотиненко. Два главных героя перемещаются из предположительно Свердловска (фильм снимали на Свердловской киностудии, но съемочные локации находятся в Донецке) конца 1980-х в один-единственный повторяющийся воскресный день 1949 года. Они видят своих родителей (а герой Ивана Бортника и себя самого в юном возрасте), общаются с местными жителями, заводят отношения, даже идут работать на шахту и пытаются предотвратить нападение на местного кассира, но утром день запускается по-новой, и все приходится начинать сначала. Герои помнят, что случилось вчера, но все остальные - нет. Концепция закольцованного дня впоследствии не раз использовалась в Голливуде ("День сурка", "Грань будущего"), но нельзя исключить, что наш фильм с таким сюжетом был первым.
"Шаг с крыши", 1970, режиссер Радомир Василевский. А вот этот детский фильм, снятый на Одесской киностудии. можно отнести к категории незаслуженно забытых. По сюжету главный герой - ученик пятого класса Витя Парамонов (Дмитрий Николаев) - встречает на крыше волшебную синюю ворону, благодаря которой начинает путешествовать по разным временам и эпохам, начиная с каменного века. Побывает он и у французских мушкетеров (фильм был снят задолго до триумфа "Д’Артаньяна", выпущенного на той же Одесской киностудии), и даже в 1919 году - в самый разгар Гражданской войны в России. Тут Витя сумеет спасти от белых бойца легендарной чапаевской дивизии.
"Разбудите Мухина!", 1968, режиссер Яков Сегель. Еще одна малоизвестная, но очень хорошая картина про перемещения главного героя во времени. Пусть они и происходят в его снах, но все равно следить за этим очень интересно. К примеру, студент Саша Мухин оказывается вдруг в доме Александра Сергеевича Пушкина (Александр Палеес) и помогает ему закончить знаменитое стихотворение о нерукотворном памятнике. Потом беседует с Бенкендорфом (которого очень иронично играет Николай Рыбников). В следующем прыжке во времени Мухин уже рядом со Спартаком и римскими сенаторами, потом на суде инквизиции над Галилеем (Николай Сергеев). Все эпохи отражаются с большим юмором, поэтому фильм можно назвать ненаучно-фантастическим и ироничным. Причем он был сделан задолго до гайдаевского "Ивана Васильевича", где все путешествия во времени также произошли во сне главного героя.
"31 июня", 1978, режиссер Леонид Квинихидзе. Многострадальный фильм известного режиссера, до этого снявшего "Соломенную шляпку" и "Небесных ласточек", завоевавших огромную популярность телезрителей. И эта лента также создавалась легкой, музыкальной и захватывающей, но исполнитель одной из главных ролей, танцор балета Александр Годунов неожиданно остался в США почти сразу после завершения работы над картиной. Ее успели показать по ТВ 31 декабря 1978 года и больше не повторяли 10 лет - пока не сменилась целая эпоха, и уехавшие за границу советские граждане перестали считаться предателями. Кстати в фильме также играет супруга Годунова Людмила Власова, которая оставаться в США отказалась, из-за чего советский самолет с ней на борту несколько дней не выпускали из Америки (смотрите ленту "Рейс 222" Сергея Микаэляна 1985 года). Ну а "31 июня" рассказывает о любви проживающего в XXI веке художника и принцессы королевства Перадор времен короля Артура наполнена прекрасной музыкой, танцами, рыцарской тематикой и даже сегодня смотрится с большим интересом.
"Что-то с телефоном", 1979, режиссер Константин Осин. Многие видели популярный американский фильм Грегори Хоблита "Радиоволна" с Деннисом Куэйдом, где парень из 1999 года во время грозы по радио вдруг связывается со своим отцом - пожарником, погибшим в далеком 1969 году. Идея о возможности такого разговора через годы кажется очень оригинальной. Однако первой пришла она в голову не американским сценаристам, а Киру Булычеву - советскому писателю, написавшему рассказ "Можно попросить Нину?" В нем главный герой из своего 1979 года набирает по телефону знакомой, но почему-то попадает к неизвестной ему девочке. И вскоре узнает, что она находится в 1942 году. Рассказ был экранизирован, но фильм Константина Осина "Что-то с телефоном" относится к числу прочно забытых. Это актерский дуэт Анатолия Грачева и Ии Арепиной, обязательно посмотрите его, если появится время. Тем более, что самый знаменитый советский фильм про машину времени был также снят по произведению Булычева - это пятисерийная "Гостья из будущего" Павла Арсенова.