Пламенному утверждению жизни было посвящено все творчество замечательного художника Петра Кончаловского, человека неукротимой и мощной энергии. Он автор более пяти тысяч произведений живописи, графики, театрально-декорационного искусства. Это масштабное художественное наследие сложилось из единства яркого таланта и нелегкого труда, душевного горения и большого терпения. «Живопись — это необходимая принадлежность жизни, – отмечал он в записной книжке, – в живописи смысл – живопись. Если нет живописи – нет картины!»
«Рисовать я начал рано и, еще будучи в первом классе Харьковской 3-й гимназии, посещал школу живописи Раевской», — писал в автобиографическом очерке художник. Родился он в городе Славянске, затем семья переселилась в Харьков, а после в — 1889 году в Москву. Благодаря деятельности отца, издававшего произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова с иллюстрациями лучших русских художников, юность Петра была наполнена впечатлениями от встреч с В.И. Суриковым, В.А. Серовым, К.А. Коровиным, М.А. Врубелем.
Отец, желавший, чтобы сын получил солидное образование, настоял на его поступлении в Московский университет, и только благодаря влиянию К. А. Коровина, оценившего яркую одаренность своего юного подопечного, был вынужден отпустить Петра учиться в 1896 году в Париж, в Академию Жюльена. Через два года Петр стал студентом Академии художеств в Петербурге. С признательностью вспоминал он своего педагога, баталиста и анималиста П.О. Ковалевского: «Работалось у него свободно, а сам он с интересом и одобрением относился к нашим молодым исканиям».
В заметках «Мысли о художественном творчестве», Кончаловский так характеризовал начало своего пути: «Я в те годы инстинктивно почуял, что без каких-то новых методов нельзя найти дорогу к настоящему искусству. Оттого и ухватился за Сезанна, как утопающий за соломинку». Творческие искания его нашли воплощение в картинах 1910-х лет, представленных на выставках объединения «Бубновый валет», одним из организаторов которого он был.
«Всех нас объединяла тогда потребность пойти в атаку против старой живописи, — вспоминал он, — ни о чем, кроме живописи, решения своих задач в искусстве, мы не думали. Было, конечно, много молодых увлечений, крайностей, но все они прошли, а то, что было ценно и нужно, чего добивались, – хорошая живопись осталась». Эту его бурную деятельность прервала Первая мировая война, когда он был призван в действующую армию, и к живописи смог вернуться только в 1917 году.
Написанный им тогда натюрморт «Рыбы» поступил в Вологодскую областную картинную галерею в 1953 году из Вологодского областного краеведческого музея. Самые обычные предметы: связка рыб, под которой на стуле с драпировкой миска с зеленым луком и свеклой, становятся особенно выразительными благодаря насыщенному колориту, мажорному звучанию красного цвета, энергичным и точным мазкам.
Неудивительно, что натюрморты Кончаловского критики, в частности А.В. Луначарский, называли «совершенно изумительными по обласканности каждого предмета, по специфической содержательности». Ощущение бодрости и полноты жизни исходит от этой картины, как и от многих работ Петра Кончаловского, кажется, что она сделана легко, на одном дыхании. «Петр Петрович ясно осознавал всю радость жизни, — утверждала его жена Ольга, дочь знаменитого живописца Василия Сурикова, – жизнь начиналась со счастливого утра, когда художник принимался за живопись. Ничто ему не мешало, а что мешало, откидывалось. И от этой внутренней гармонии он был счастлив».