Шестой. СССР, 1981/1982. Режиссер Самвел Гаспаров. Сценарист Рамиз Фаталиев. Актеры: Сергей Никоненко, Владимир Грамматиков, Михаил Пуговкин, Евгений Бакалов, Тимофей Спивак, Михаил Козаков, Лариса Белогурова, Нина Меньшикова, Марина Яковлева и др. 24,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Пожалуй, одна из самых трудных задач, стоящих перед постановщиком приключенческого фильма, — соблюдение чувства меры. С одной стороны, картина не должна быть затянутой, скучной, с другой, необходим определенный предел трюкам, динамике.
На этом тернистом пути по-прежнему немало ухабов. Примером тому может служить «истерн» Самвела Гаспарова «Шестой».
Правда, в данном случае авторы фильма решили разбавить сюжет комедийными эпизодами. Но все равно с нажимом, замедленно подаются кровавые сцены убийств. Режет глаз и многозначительная символика, вроде новеньких гимнастерок, сшитых уже для погибших, театральность массовок. Драматизм финала — смерть шестого по счету начальника милиции снимается последующей сценой его чудесного исцеления.
Фильм, где сюжетные повороты можно предугадать, а живых людей заменяют некие воплощения о человеческих типах (молчаливый силач, обожающий детвору, грустноватый аптекарь, франтоватый парикмахер, мрачноватый пастух и т.д.) получился ничуть не хуже, но и ничуть не лучше остальных «истернов» Гаспарова с «хорошими» красными и «плохими» белыми...
Александр Федоров, киновед
Шизофрения. Россия, 1997. Режиссер Виктор Сергеев. Сценаристы: Александр Абдулов, Евгений Козловский, Виктор Сергеев. Актеры: Александр Абдулов, Александр Збруев, Кирилл Лавров, Леонид Броневой, Армен Джигарханян, Юрий Кузнецов, Виктор Степанов, Борис Клюев, Леонид Неведомский, Сергей Степанченко и др. 0,04 млн. зрителей.
Один из самых плодовитых российских режиссеров 1990-х годов Виктор Сергеев снял еще один фильм на модную тему разоблачения властей и мафии, сплетенных в клубке политических и экономических игр, убийств и «красивой жизни».
Для того, чтобы убрать одного из кандидатов в президенты России, из тюрьмы «выдергивают» несправедливо обвиненного снайпера с измученным лицом Александра Абдулова...
Дальше все идет по калькам памятного итальянского «политического кино» с примесью французской «Никиты».
Обаятельный Александр Збруев играет инструктора спецслужб.
Кирилл Лавров — одного из крупных государственных боссов. Словом, действие фильма напоминает иллюстрацию к какой-нибудь политической телепередаче.
Художественности в «Шизофрении», по-моему, маловато. Зато обстоятельства подготовки убийства некого банкира Лозовского показаны вполне убедительно. Быть может, благодаря профессиональным консультациям одного из охранников Ельцина...
Александр Федоров, киновед