Найти тему

Сегодня исполняется 80 лет с начала Курской битвы

Оглавление

Курская битва – одно из самых крупных и важных сражений Второй мировой войны. На этом участке железнодорожное сообщение стало одним из главных факторов, обеспечивших победу Советского Союза.

В этой статье мы расскажем, какие экспонаты и экспозиции Музея железных дорог России помогают больше узнать о подвиге советских воинов.

В преддверии битвы

В ходе зимнего наступления Красной армии и последовавшего контрнаступления вермахта к апрелю 1943 года в районе Орла, Курска и Харькова образовался выступ, обращённый на запад, в расположение германских войск – Курская дуга. Таким образом, у противника появилась возможность отрезать и уничтожить части Красной армии, оказавшиеся на Курском выступе.

Советское командование с начала апреля 1943 года разрабатывало план летней кампании по освобождению оккупированных территорий. Но в виду выгодного положения германской армии, советские войска были готовы к оборонительной операции. Наступление немецко-фашистских войск на Курск началось рано утром 5 июля.

Дорога Мужества

В Курской битве ключевое значение имело железнодорожное сообщение – рокадная железная дорога проходила буквально у передовой. Поезда осуществляли 3/4 всего снабжения армий Центрального, Воронежского и Юго-Западного фронтов и эвакуации раненых.

Вагон аптека-перевязочная санитарного поезда времён Великой Отечественной войны
Вагон аптека-перевязочная санитарного поезда времён Великой Отечественной войны
Интерьер вагона аптеки-перевязочной санитарного поезда
Интерьер вагона аптеки-перевязочной санитарного поезда
В Музее железных дорог России можно посетить вагон аптеку-перевязочную санитарного поезда времён Великой Отечественной войны. Интерьер вагона воссоздан по чертежам. Здесь можно увидеть котельную, обмывочную, перевязочную, копию станка для перевозки тяжелораненых НИИСИ-42, а также узнать о вкладе военно-санитарных поездов в Победу.

Чтобы поезда продолжали курсировать даже в случае сильных повреждений железнодорожного полотна, генерал-полковник А. В. Хрулёв заблаговременно инициировал строительство второго пути, дополнительных разъездов и удлинения железнодорожных путей на нескольких участках.

-4
Выставка, посвящённая наркому путей сообщения и руководителю Тыла Красной армии Андрею Хрулёву, расположена внутри крытого вагона в постоянной экспозиции Музея железных дорог России. Здесь можно познакомиться с ключевыми эпизодами деятельности генерала армии в годы Великой Отечественной войны: развитием Службы Тыла ВС СССР, строительством новых линий железных дорог, снабжением блокадного Ленинграда и формированием паровозных колонн особого резерва.

Купить билет в музей: https://tickets.rzd-museum.ru/ru/#id=1

Тогда же под руководством генерал-майора технических войск П. А. Кабанова построили двухпутную железнодорожную линию Старый Оскол–Ржава протяженностью 95 км. Впоследствии она стала известна как Дорога Мужества.

Изыскания и проектирование новой линии шли одновременно с её строительством. Потребовалось всего 32 дня, чтобы возвести линию: этим занимались военные железнодорожники и 25 тысяч жителей Курской области. Но в основном это были женщины.

Елена Мироновна Чухнюк
Елена Мироновна Чухнюк

Ещё одна героиня, связанная с Курской дугой – знаменитая женщина-машинист Елена Чухнюк, которая водила эшелоны на Курском направлении летом 1943 года. Подробнее о Елене Мироновне можно узнать в нашей статье.

«Если мы победим поезда, то мы победим и в битве»

Эта фраза прозвучала на совещании командования люфтваффе, проходившем 4 июля 1943 года в Орле.

Перед немецкой авиацией поставили чёткую задачу – уничтожить железные дороги и тем самым отрезать Красную армию от снабжения и лишить её путей отхода. Для этого для немецких лётчиков разработали инструкцию с указанием уязвимых мест советских паровозов. Основными локомотивами Великой Отечественной войны были паровозы серии Э разных индексов.

Товарный паровоз Эм730-31
Товарный паровоз Эм730-31
В Музее железных дорог России представлены четыре паровоза серии Э. Товарный паровоз Эм730-31 – один из тех, что работали в колоннах особого резерва НКПС и выполняли основные воинские перевозки. Паровоз Эш 4444 был эвакуирован из блокадного Ленинграда в период навигации 1942 года, затем работал в составе колонны паровозов ОРКП-3 на прифронтовых железных дорогах. Локомотив Эр750-04 после постройки 20 ноября 1943 года поступил на Московско-Курскую железную дорогу. Послевоенный Эр791-81 построен на заводе имени Сталина в г. Познань. Благодаря специально сделанным разрезам этот паровоз позволяет наглядно увидеть внутреннее устройство котла и паровых машин.
Паровоз Эш 4444
Паровоз Эш 4444

Люфтваффе ожесточённо бомбили железные дороги, но железнодорожники успевали восстанавливать железнодорожное полотно в течение нескольких часов. Воинские перевозки ни разу не были сорваны или серьёзно нарушены. Паровозные бригады ОРКП проявляли чудеса храбрости и мужества, выводя составы из огня, спасая раненых бойцов, обеспечивая бесперебойное движение поездов.

60-й отдельный дивизион бронепоездов

Первые дни Курской битвы отмечены подвигом боевых экипажей бронепоездов 60-го отдельного дивизиона: № 746 «Московский метрополитен» и № 737. Бронепоезда защищали железную дорогу Белгород – Курск.

Бронепоезд № 746. Источник: https://waralbum.ru/380201/
Бронепоезд № 746. Источник: https://waralbum.ru/380201/

С началом германского наступления связь дивизиона со штабом армии нарушилась, далее он действовал по своей инициативе. Три дня экипажи вели огонь по танкам и авиации противника, подбив 8 немецких танков, 7 самолетов и 3 минометных батареи. После трёхкратного авианалета и боя с танками и артиллерией оба бронепоезда были выведены из строя.

Бронепоезд № 746 был построен в 1942 году на деньги, собранные работниками Московского метрополитена. Бронепоезд имел типовой состав БП-43: бронепаровоз ПР-43 на базе паровоза ОВ, четыре бронеплощадки ПЛ-43, площадка ПВО-4 и четыре контрольных платформы. Бронепоезд № 746 был одним из первых БП-43, прошедший военную приёмку уже в ноябре 1942 года.

Паровоз Ов 6640
Паровоз Ов 6640
Экспонируемый в музее паровоз Ов 6640 во время Великой Отечественной войны также участвовал в боях в составе бронепоезда.

Весомый вклад в победу внесли партизаны, осуществлявшие диверсии на железнодорожных коммуникациях в тылу противника.

Заключение

Битва на Курской дуге продолжалась 50 дней и ночей – с 5 июля по 23 августа 1943 года. Она включала в себя три крупные стратегические операции советских войск: Курскую оборонительную (5-23 июля); Орловскую (12 июля - 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (3-23 августа) наступательные операции.

Вклад железнодорожников в победу Красной Армии в Курской битве невозможно переоценить. Машинисты, путейцы, вагонники и другие железнодорожники стойко и доблестно выполнили все поставленные задачи под огнём противника.

В Музее железных дорог России история оживает — приходите за впечатлениями. Всегда рады вас видеть!

-10

Билеты в Музей железных дорог России: https://tickets.rzd-museum.ru/ru/#id=1

Администратор: +7 (812) 457-23-16

Ищите нас:

ВКонтакте: https://vk.com/rzd_museum

Одноклассники: https://ok.ru/group/56865883291789

Рутуб: https://rutube.ru/channel/25384434/

Приложение «Цифровая платформа Музея железных дорог России»:

Скачать в Google Play: https://clck.ru/32SSrc

Скачать в App Store: https://clck.ru/32SSqi

Приходите в гости!