.Никита гостил недолго в поселке. Побывал у сестер, к снохе погибшего брата сходил. Всем подарки привез, никого не обделил. Через пять дней проводили его на пароходе обратно в Горький. Работа там ждала его, да и симпатия. Жениться собирается.
Захлопал пароход своими колесами, увез Никиту. Обещал брат своим сестрам не пропадать больше, письма писать. Даже Клавдейкин адрес взял. Сказал, что отпишет ей письмо, как приедет домой.
И снова пошла жизнь своим чередом в Дарьиной семье. С утра - на работу, дети в школу. Нина в этом году училась в другой школе. С пятого класса разделили мальчиков и девочек. Мальчики остались в белой школе, а девочек перевели в среднюю школу.
Ниночка воображала перед Алешкой, хвасталась, что большая она уже. Брат обижался, даже побить Нину грозился, если будет дразниться.
- Да какой ты большой, если с девчонками вместе учишься - смеялась она.
Тут приходилось вмешиваться матери или Надя проводила беседу. Она убеждала обиженного брата, что тот тоже уже большой.
- Да разве ты маленький? Смотри, Сёмку в школу водишь, защищаешь его в школе, домой приводишь. Значит ты уже взрослый. А что вместе с девочками, так не переживай. Не увидишь как и вас разделят.
И хоть Алешке еще ни разу не приходилось брата защищать, никто и не обижал его, он вырастал в собственных глазах и переставал спорить с сестрой и дуться на нее. А Наде приходилось увещевать Ниночку не дразнить братишку.
Надя и сама в этом году вновь стала ученицей. После работы, наскоро поужинав, бежала она в школу рабочей молодежи. Нравилось ей, как и в детстве, садиться за стол по звонку, поднимать руку, отвечать на вопросы. Вместе с ней за одним столом сидели Коля и Петя, ее одноклассники. Еще летом они втроем собирались поступать в ШРМ, а теперь стали ее учениками. Подружки, которые хотели поступить в сельхозшколу, вообще передумали учиться.
- Зачем нам учиться. Семилетку закончили. Работай где хочешь. Да уж пора и про замужество думать. Проучишься пока, всех парней расхватают. -рассуждала Тоська, одна из подружек. Ей также вторили другие. Что тут скажешь! У каждого свои планы на жизнь.
Надя и брата уговаривала, но тот только рукой махнул.
- Вечером в школу ходить, а у меня репетиции чуть ли не каждый вечер. Разорваться что ли мне.
Надя и от него отступилась. Дарья же занимала нейтральную позицию. Она вот всю жизнь неграмотная живет и не переживает из-за этого. Не всем же учеными быть. Но при случае всегда хвасталась успехами Ниночки, тем что Надя пошла учиться, а уж про Василия так и говорить нечего.
Как пролетел учебный год, Надя заметить не успела. Все время торопилась, утром на работу, вечером в школу, потом домой, еще и домашнее задание надо успеть сделать. Хорошо, что учились не каждый день, передышка бывала на неделе. Хоть выспаться девушке удавалось. Мать видела, как старается ее Надёнка и думала
- Пусть учится. Может и вправду выучиться сможет. Ученым легче живется.
Она даже не задумывалась, на кого должна выучиться Надя. Неграмотная женщина не представляла, как это выучиться и что это значит.
А Надя думала, что же ей дальше делать. Колька с Петькой собирались после школы в институт поступать. Наде тоже хотелось. Но было страшно уехать куда-то из дома, оставить мать одну. Как она без нее будет. Мысль об учебе постоянно вертелась в голове девушки.
Май заканчивался. Сданы выпускные экзамены. В руках аттестат об окончании средней школы. Надя смотрела на него, любовалась своими оценками. Нет, она не была отличницей. Но пятерки вперемешку с четверками вполне устраивали девушку. Парни вообще с тройками закончили.
Друзья сидели летним вечером в парке и строили планы. Парни даже не сомневались, что поедут поступать в институт.
- Надя, у тебя же такие хорошие оценки. Поедем с нами. Мы уже все решили, узнали. Поедем в Кировскую область поступать в Яранск. Там учительский институт есть. Учиться два года. Давай, решайся вместе с нами.
Надя не знала, что и сказать. С одной стороны ей очень хотелось учиться дальше, с другой - она не представляла, как уедет совсем одна, оставит здесь мать с ребятишками. И вообще, она никогда не бывала дальше своего поселка. Ей было страшно.
- Ты подумай хорошенько. С матерью поговори. - уговаривал девушку Николай. Он видел, что Надя сомневается. Понимал, что ей страшно. Они-то успели и повоевать, и германскую землю пришлось топтать сапогами, и на Дальнем Востоке биться с японцами. Долго сидели, разговаривали. Потом парни решили, что не стоит давить на Надю. Пусть сама все обдумает хорошенько, решит, как ей лучше. Еще мать чего скажет. Может с Васькой посоветуется, напишет ему.
Душные летние ночи. Лежит Надя в чуланчике, на своем топчане. Крутится, с боку на бок переворачивается, уснуть не может. Думы в голове роятся, уснуть не дают. С матерью бы поговорить надо, да все никак не решится. Вдруг скажет твердо “нет”, и не сможет ей Надя перечить. Оттого и страшится она начинать этот разговор.
Дарья видит, что дочка в последнее время как в воду опущенная ходит. Случилось что ли чего, помалкивает, сама ничего не говорит. Смотрела, смотрела на нее, улучила подходящий момент, да сама начала разговор.
- Дочка, что с тобой делается, который день сама не своя ходишь. Что сделалось то? Расскажи, дитятко, матери. Легче станет.
Надя удивилась прозорливости матери, начала рассказывать ей о своих думах, перебивая сама себя. Она торопилась выложить все побыстрее, чтоб мать не остановила ее. Дарья обняла ее.
- Вон оно что. А я-то, грешная, подумала, что из-за парня какого страдаешь. Что я тебе скажу. Как не считай, отрезанный ты ломоть-то уже. Здесь останешься, пройдет время, уйдешь в чужой дом. Уедешь -тоже тебя не увидим. Вот как хочешь, так и считай. Делай как тебе лучше. Я противиться не стану. Только вот жить то как будешь, я ведь денег слать тебе не смогу. Сама знаешь, как перебиваемся.
- Если учиться буду, там стипендию дают. Не знаю сколько. Но я же барствовать не привыкла, проживу. Другие-то учатся.
- Ну вот и делай, как тебе лучше. Теперь спать ступай. А то слышу ночами, как топчан скрипит, ворочаешься.
Дарья проводила дочку, а сама еще сидела, думала. Плохо ей придется без Наденьки. Они ведь как подружки с ней. Все дела вместе решают. Но и у подола своего она держать ее не будет. Решила девка учиться, пусть едет учится. Доброго ей пути.