Первым экономным зумом в системе Olympus становится объектив Zuiko Digital 40–150 мм F/3.5–4.5. С 2007 года этот объектив больше не производится, его заменяет объектив Olympus Digital 40-150mm 1:4-5.6 ED.
Когда я увидел объявление о продаже 40-150mm 1:4-5.6 ED за 1500 рублей - купил без вопросов. Низкая цена объяснялась тем, что у продавца не было камеры, чтобы проверить объектив. Заказывал через Авито-доставку. Объектив оказался полностью работоспособным.
Из пресс-релиза:
"Olympus 40-150mm f/4-5.6 ED Zuiko Digital — зум-объектив с фокусным расстоянием 80–300 мм (эквивалент 35 мм) в коротком корпусе длиной 7,2 см с элементами из стекла ED, обеспечивающий как качество изображения, так и портативность.
Этот экономичный телеобъектив с 3,8-кратным увеличением имеет самый маленький размер и самый легкий вес в своем классе. В нем используется линза со сверхнизкой дисперсией (ED) для оптимальной коррекции хроматических аберраций. Оснащенный диафрагмой с круглой апертурой для красивой расфокусировки, этот объектив обеспечивает высокое качество изображения во всем диапазоне зума, а также удивительно короткое расстояние фокусировки 90 см во всем диапазоне зума".
Технические характеристики:
- Система: 4/3 (не путать с micro 4/3; для использования с беззеркальными камерами Olympus и Panasonic потребуется специальный автофокусный переходник)
- Фокусное расстояние: 40 – 150 мм
- Эквивалентное фокусное расстояние: 80 - 300 мм
- Оптическая стабилизация: нет
- Максимальная диафрагма: 4 - 5.6 (зависит от фокусного расстояния)
- Минимальная диафрагма: 22
- Количество лепестков диафрагмы: 7
- Конструкция: 12 элементов в 9 группах (включая ED элемент)
- Поле зрения (по диагонали): от 30 до 8,2 градусов
- Автофокус: внутренняя фокусировка
- Ручной фокус: по проводам
- Минимальная дистанция фокусировки: 90 см
- Максимальное увеличение: 0,14х / 1:7,1
- Размер светофильтра: 58 мм
- Размеры (длина x диаметр): 72 x 65,5 мм
- Вес: 220 грамм
- Аксессуары: бленда Olympus LH-61B, мягкий чехол LSC-0814
Главное преимущество этого объектива - его сверхкомпактные размеры и удивительно небольшой вес. Сравнение с бюджетными коллегами от Canon и Sony может быть только в пользу Olympus Digital 40-150 мм. Помним, что это эквивалентные значения 80-300 мм.
Важно и то, что объектив выглядит достойно, собран отлично, прилично смотрится на фотокамере.
Для сравнения: Olympus 50-200mm f/2.8-3.5 Zuiko Digital приятен во всех отношениях (качество картинки, светосила, защита), но весит почти в 5 раз больше (!) и длиннее более чем в 2 раза. На вторичном рынке хотят за него не менее 17000 рублей - в 11 раз больше того, что я заплатил за 40-150 мм. Что я получу за дополнительные 15500 рублей? Защиту от дождя и пыли, более уверенную фокусировку и чуть более качественное изображение на максимальных фокусных.
Объектив 40-150mm 1:4-5.6 ED выполнен в пластиковом корпусе, имеет пластиковое крепление байонета (что не критично при его незначительном весе). Естественно, нет защиты от пыли и влаги. Всё очень бюджетно. Но при этом качество сборки высокое: ничего не люфтит, не дребезжит, не выезжает под собственным весом. Оба кольца фокусировки отлично управляются, достаточно широкие и обрезинены - никаких замечаний. Фильтры на 58 мм широко доступны на рынке и недороги.
На полном зуме хобот выезжает более чем на корпус вперёд, что становится возможным благодаря двухсекционной конструкции.
Объектив тёмный - это тот компромисс, на который мы идём из-за компактности, легкости и дешевизны объектива.
Объектив разработан специально под датчик 4/3. Согласно данным imaging-resource.com: "При диафрагмировании до ƒ/5,6 резкость изображения улучшается, пока не достигнет оптимальных значений при ƒ/8. Дифракция начинает проявляться при ƒ/16, а общая мягкость изображения по всему кадру — при ƒ/22; однако даже тогда он все еще не превышает 3 единицы размытия из 12-ти".
О предыдущей версии объектива 40-150 мм: "Более поздняя версия 40–150 мм имеет превосходный профиль резкости и лучшую устойчивость к виньетированию. Интересно, что профиль хроматической аберрации изменился на противоположный: новый объектив показывает аберрации на широком конце, а не в теле-положении, как в версии f/3.5-4.5. На самом деле, не стоит рассматривать предыдущую версию объектива, если вам абсолютно не нужны дополнительные полступени скорости".
Olympus 70-300mm ƒ/4-5.6 (на самом деле - Sigma) достаточно хорош до 150 мм. На этом фокусном расстоянии он светлее рассматриваемой модели - ƒ/4,5. С другой стороны, он хуже рассчитан, сильно мягок выше 150 мм, много больше и тяжелее :(
Пока могу сообщить, что на фокусном 40 мм объектив 40-150mm 1:4-5.6 ED ничуть не хуже 14-54mm f2.8-3.5. Понимаю, что объективы разные, но не мог не сравнить на одном фокусном расстоянии (Olympus E-3, F8, ISO200, стабилизация изображения, лучший кадр из серии).
А вот с точностью и эффективностью фокусировки на длинном конце при недостаточном освещении у 40-150mm могут быть определенные проблемы :)
Для сравнения, кропы с объектива 40 мм F2.8 на Canon 5D (F11, ISO400, 12Мп) и с объектива 40-150 мм 1:4-5.6 на Olympus E-3. На лицо более толстый фильтр матрицы E-3, который не позволяет объективу быть полностью резким.
На фотоаппарате Olympus E-3 не удаётся выжать больше резкости из объектива Zuiko Digital 40–150 мм F/3.5–4.5. И всё равно он достаточно хорош в своём классе - бюджетных зумов. Вот, например, сравнение с бюджетным зумом 75-300 мм 1:4-5,6 от Canon, установленным на полнокадровый 5D. На цвета не обращайте внимание (внутрикамерный JPEG), а вот хроматические аберрации, мягкость и отсутствие какого-либо стабилизатора характеризуют бюджетный объектив Canon не с лучшей стороны. Объектив Olympus определённо уверенней на максимальном фокусном.
Когда наберётся достаточно примеров с этого сверхкомпактного телеобъектива на фотокамере Olympus E-3, обязательно приведу RAW в отдельной публикации.
Пока могу сказать следующее - несколько неуверенная фокусировка, сильная потеря яркости при зумировании, но отличная резкость для объектива такого класса и цены.