Как только наступает июнь, тема летних занятий со школьниками вновь закипает так, что аж бурлит и норовит сбежать из-под крышечки. А для меня она - совершенно не острая и очень однозначная. Конечно же, мы занимаемся. Уверена, что любой взрослый знает, что если каким-то навыком долго не пользоваться, он будет утрачен. И при необходимости все будто бы начинаешь сначала. Но взрослые предпочитают убеждать себя и окружающих, что им это и не нужно вовсе. Можно и обойтись. Им разрешается сказать «я гуманитарий» или «ненавижу эти сочинения с детства», или «мне языки не даются, да и не нужны они». У детей такой возможности нет. Все, что они утратят за лето, с них спросят в сентябре. А три месяца - это достаточный срок, чтобы многое было утрачено. Частенько слышу возмущения, что семиклассники не умеют время по обычным часам с циферблатом определять. Ну так у них дома может просто не быть таких часов. А то, что они в школе проходили когда-то, забыто за ненадобностью. Первоклассникам, вообще, сложнее всего. На них недавно обрушилось столько, что за три месяца они все это легко забудут.
Наши первоклашки за год прошли очень много. Скорости были космические, не все успевало уложиться сразу. Поэтому лето нужно как для того, чтобы ещё раз неспешно все знания в голове перебрать и упорядочить, так и для того, чтобы просто все это не растерять. Часы, римские цифры, меры длины, масса, таблица умножения. Список книг для летнего чтения. А ещё было бы здорово не дать руке забыть, как ручку держать. Словарные слова неспешно в своём игровом темпе изучать. Продолжать работать над речью, обогащать словарный запас, дальше учиться работать с текстом. В июне домашние занятия были поставлены на стоп, школьный лагерь до пяти вечера так качественно занимал детей, что на большее энергии не оставалось.
Сторонники теории «Летом дети должны отдыхать», видимо, не представляют себе, что занятия отдыху - не помеха. Дети от природы невероятно любознательны. Сейчас эту любознательность, конечно, очень старательно уничтожают, выдавая двухлеткам гаджеты. Но даже в этом случае все ещё небезнадёжно. Когда я росла, считалось, что летом занимаются только отстающие. Я, вечная отличница, имела полное право бегать все три летних месяца без забот. Список летних книг был обычно прочитан на годы вперёд. Но в сентябре мне было некомфортно. За три месяца в голове мало, что оставалось. Если спортом не заниматься такое длительное время, мышцы будут болеть. Вот и в моем случае было больно. Тяжело и непривычно. Но тогда не было таких шикарных возможностей для летних занятий. Сейчас они есть.
Летние занятия не требуют колоссальных затрат на материалы, подготовки, времени. Продаётся многое в ближайшем Фикс Прайсе, утром десять минут уделили, на берегу поиграли. Обычно дети ещё и просят сами поиграть или позаниматься подольше, потому что это - не унылая повинность, а интересное увлекательное времяпрепровождение. Итак, что взяли с собой в лес на десять дней?
Рабочие тетради Узоровой, чтобы не забыть таблицу умножения и выучить словарные слова. Единственное, что меня раздражает - заголовки абсолютно в стиле Дзен (я готовила блюдо из муки, воды и соли, соседи выломали дверь с просьбой дать рецепт). Зачем учить таблицу умножения за три дня? И доводить ситуацию до этого? Это как с подготовкой к ОГЭ за месяц ))) Если ничего девять лет не делать, то за месяц уже ничего не сделаешь.
А сами тетради прекрасные, задания интересные. Купила их ещё в мае, Петя ещё во время учёбы в выходные что-то делал, пробегая мимо.
Математические раскраски с Конни. Идеально для детей, которые любят раскрашивать. Сначала предложила Пете пролистать самые простые примеры, где счёт в пределах десяти, но он так не любит. И хорошо, что начал с начала. После июньского перерыва в занятиях может невнимательным быть и плюс с минусом перепутать.
Сгибалки продолжаю покупать. Для детей с низким мышечным тонусом это актуально всегда.
Хотя, сейчас не всегда и разберёшь, какой у кого тонус. Большая часть первоклашек льёт слёзы, получая задание сложить оригами. Потому что от вождения пальцем по экрану моторика не развивается. И тонус может быть совершенно нормальным, просто этот навык опять-таки никто не развивал.
Тетради «Кумон». Наш спутник в течение учебного года, сейчас не даст забыть все пройденное. Покупаю в Фикс Прайс по приятным ценам.
Настольные игры - это самое эффективное средство. Дети, вообще, не думают о том, что это - занятия. Они не за столом сидят и примеры решают или диктант пишут, а получают тот же полезный эффект, весело играя.
«Тройная чепуха» - невероятно смешная и задорная игра на развитие речи. Рубимся в неё с начала весны. Карточки делятся на стопки: какой, кто, что делает, что, чем или где. Игроки по очереди тянет карту и должны объяснить остальным слово, не называя его и не используя однокоренные слова. В итоге получается забавная фраза, например «Пятнистый кит посылает поросёнка макаронами». Некоторые слова не так-то просто объяснить. Петя сегодня почти рыдал, увидев слово «маринованный». Он не знает, что это. Тут моя задача ещё и объяснить, что это - тоже супер-эффект игры. Ведь ты узнал новое слово! Ты сегодня стал богаче!
«Читай-хватай» - одна из любимых нами игр давно, когда-то нарабатывали скорость чтения на русском, теперь пришёл черёд английского. На стол выкладывается фишка со словом, например, «banana» и нужно среди множества картинок на столе найти изображение банана. Очень шумно всегда проходит эта игра!
«Цветариум» - любимая таблица умножения. Задача: вырастить цветы, продать их, заработать деньги. Без умножения - никак )))
Петя пока не пишет, хотя купила ему отличные нейропсихологические прописи. Но занятия у нас всегда проходят на свежем воздухе - в лесу или на пляже. Писать в таких условиях очень неудобно. Вернёмся в город, возьмётся за прописи. Ещё есть задания на лето от школы, это считаю целесообразным оставить на август, чтобы перед возвращением за парту полностью подготовиться к учебе.
Организация интересных, полезных и поддерживающих необходимые навыки занятий - нормальная родительская работа. Я не считаю, что беру на себя те функции, которые школа и учителя должны выполнять. Но я убеждена, что работа в связке со школой необходима. Никто не знает наших детей лучше нас. Никому они не доверяют так, как нам, ни с кем не чувствуют себя спокойнее и увереннее, чем с нами. Поэтому только мы и можем нужным образом поддержать их, направить в правильную сторону, заметить какие-то пробелы и уделить им внимание, и точно также заметить сильные стороны и продолжить развивать их! Самостоятельные, целеустремлённые и мотивированные дети растут такими не как трава в поле, а с помощью родителей. Ну и других замечательных взрослых, конечно, которым родители всегда готовы помочь!
Здесь я подробно писала о том, почему не стоит отправлять первоклассника в самостоятельное плавание:
И про настольные игры, которые помогают: