Здоровые пищевые привычки в детстве могут снизить риски ожирения и болезней сердца во взрослом возрасте.
«То, каким образом кормят детей, может быть не менее важно, чем то, чем их кормят» — говорится в новом научном исследовании Американской ассоциации сердца «Влияние воспитателей на пищевое поведение детей младшего возраста», опубликованном в журнале Американской ассоциации сердца.
Это заявление — первое заявление Ассоциации, посвященное разработке научно-обоснованных стратегий для родителей и воспитателей. Эти стратегии нацелены на создание здоровых пищевых привычек у детей, которые способствуют развитию правильного пищевого поведения и поддержанию здорового веса в детстве. Все это снижает риск избыточного веса, ожирения и сердечно-сосудистых заболеваний уже во взрослой жизни.
Многие дети имеют врожденную способность прекращать есть, когда они чувствуют насыщение. Проблема в том, что нередко на них влияет общая эмоциональная атмосфера — например, желания и требования воспитателей во время приёма пищи. Если дети чувствуют давление во время еды, если их заставляют есть, когда они уже не хотят, им может стать сложнее прислушиваться к своим внутренним сигналам голода и сытости.
Предоставление детям возможности самим выбирать, что и сколько есть, способствует развитию и, в конечном итоге, принятию детьмиответственности за свои решения в отношении еды.
Это может помочь детям выработать модели питания, связанные со здоровым весом на всю жизнь, считают авторы заявления.
«Родителям и воспитателям следует подумать о создании позитивной пищевой среды, ориентированной на здоровые пищевые привычки, а не сосредотачиваться на жестких правилах о том, что и как должен есть ребенок», — говорит Алексис К. Вуд, председатель группы авторов научного исследования и доцент Научно-исследовательского центра детского питания Министерства сельского хозяйства США и кафедры педиатрии Медицинского колледжа Бэйлора в Хьюстоне.
В заявлении говорится, что родители и воспитатели должны быть положительным примером для подражания. Им необходимо создавать среду, ориентированную НЕ на контроль за выбором детей или акцент на массу тела, а такую среду, которая демонстрирует и поддерживает выбор здоровой пищи.
Родители и воспитатели должны поощрять детей к употреблению здоровой пищи с помощью ряда рекомендаций:
- создавать режим приёма пищи;
- разрешать детям выбирать продукты, которые они хотят есть, из множества полезных продуктов;
- подавать новые или «невкусные» для детей продукты вместе с теми, которые детям уже нравятся;
- регулярно внедрять новые полезные продукты, при этом есть вместе с ребенком и демонстрировать своё личное отношение к еде;
- обращать внимание на вербальные или невербальные сигналы ребенка о голоде и сытости;
- избегать давления на детей, чтобы они ели больше, чем им хочется.
Вуд отметил, что некоторым родителям и воспитателям может быть трудно позволить детям самостоятельно принимать решения касаемо еды, особенно если дети неохотно пробуют новые продукты или становятся привередливыми. Такое поведение считается нормальным в раннем детстве — в возрасте от 1 до 5 лет. В этот период дети знакомятся со вкусом и текстурой твердой пищи.
Навязывание жестких, авторитарных правил относительно приёма пищи и использование таких тактик, как поощрение или наказание, может показаться успешной тактикой в краткосрочной перспективе. Однако исследования не поддерживают такой подход. Напротив, он может иметь долгосрочные негативные последствия.
Авторитарная среда питания не позволяет ребенку развить навыки принятия решений и может повредить его чувство контроля.
Кроме того, авторитарный подход связан с тем, что дети чаще едят, когда они не голодны, а также едят менее полезные продукты, которые, скорее всего, более калорийны, что повышает риск лишнего веса и ожирения.
С другой стороны, излишне потворствующий подход тоже может нанести вред. Например, если ребенку разрешается есть все, что он хочет и когда он хочет. В этом случае взрослый не обеспечивает достаточных границ для развития у детей привычек здорового питания, а границы тоже необходимы. Такой «попустительский» подход ученые тоже связывают с повышенным риском появления у детей лишнего веса или ожирения.
Исследования показывают: предоставление детям широкого разнообразия полезной пищи повышает вероятность того, что они будут её употреблять, особенно если она подается вместе с продуктами, которые они любят есть. Кроме того, воспитатели или родители, которые с энтузиазмом выбирают какую-либо пищу, также могут помочь ребёнку, подавая пример.
«На пищевые привычки детей влияют многие люди в их жизни, поэтому хорошо, чтобы вся семья демонстрировала здоровые пищевые привычки», — говорит Вуд.
Но важно отметить, что не все стратегии работают для всех детей, и родители и воспитатели не должны винить себя за пищевые привычки их детей.
«Совершенно очевидно, что каждый ребенок индивидуален и отличается от других в своей склонности принимать здоровые решения касаемо еды по мере роста. Вот почему важно сосредоточиться на создании среды, которая поощряет навыки принятия решений и знакомит с разнообразными полезными и питательными продуктами на протяжении всего детства, а не уделять излишнее внимание индивидуальным решениям ребенка», — заключил Вуд.
Поля Гром | фитнес и нутрициология
Телеграмм канал: https://t.me/polyaagrom