Найти тему

Как слезы на камеру продают нам книги? Феномен книжного Tiktok

Оглавление

Формат коротких видео захватил мир, в том числе и книжный. Новые ролики о литературе бесконечно появляются в Tiktok, а хэштег #booktok насчитывает более 30 миллиардов просмотров.

Благодаря Tiktok число активных читателей постоянно растет, как и прибыль издательств. Раньше самыми популярными были ролики о книгах в жанре "янг-эдалт" — то есть, для читателей 12-20 лет. Вскоре просмотры стали набирать и видео о романтической литературе, фэнтези и научной фантастике, а также о классических романах, которые получили новый виток популярности благодаря соцсети.

Источник: WCBD
Источник: WCBD

Сложности формата

Формат коротких видео не назовешь идеальным для книжных обзоров. Как можно вместить описание сюжета, персонажей и авторского языка в десятисекундный ролик?

Правильно — никак!

Но есть еще один важный аспект чтения — эмоции…

Источник: GIPHY
Источник: GIPHY

Часто такие ролики фокусируются на эмоциональном опыте читателя. Блоггер может плакать на камеру или отбрасывать от себя книгу — в ход идет любой способ быстро и ярко выразить отношение к роману. Мы не знаем, о чем эта история, но видим эмоции блоггера и думаем: «боже, я тоже хочу испытать это!»

Еще один способ рассказать о книге: продемонстрировать ее обложку, а затем цепочку коротких и атмосферных кадров с популярной песней на фоне. Такие видео позволяют «прочувствовать» книгу, не вдаваясь в детали сюжета. 

Как короткие ролики «продают» нам книги?

Книжные ролики — это яркий и эмоционально насыщенный контект. Грех не использовать его для привлечения потенциальных читателей!

Однако, Tiktok переполнен такими роликами. Пользователь может просмотреть видео и через минуту его забыть. Tiktok не позволяет оставлять ссылки, а значит, потенциальный читатель должен запомнить название книги и самостоятельно найти ее. Как произведения завоевывают популярность в таких условиях?

Дело в резонансе. Чем больше мы слышим о книге, тем выше шанс, что мы ее купим.

Со мной это работает постоянно. После первого ролика о книге я скорее всего о ней забуду, но после пятого добавлю в корзину 😔 

Это я, когда насмотрюсь книжных рекомендаций 😅 Источник: Student Edge
Это я, когда насмотрюсь книжных рекомендаций 😅 Источник: Student Edge

Крупные издательства ведут аккаунты в Tiktok и сотрудничают с блоггерами, но алгоритмы соцсети мешают продвижению партнерского контента. Лучше всего «взлетают» искренние впечатления читателей. 

Tiktok-издательство?

Tiktok уже несколько лет задает тренды для молодых читателей и собирается перейти на новый уровень: совсем скоро соцсеть начнет издавать книги.

В конце апреля компания ByteDance, которая владеет Tiktok, заявила о желании открыть собственное издательство и создать экосистему, в которой пользователи смогут находить, покупать, читать и обозревать книги. В основном ByteDance интересует романтическая литература и фэнтези — самые популярные жанры на платформе.

Неясно, когда Tiktok-издательство начнет работу, но его выход на рынок наверняка  изменит правила игры. Издатели и независимые авторы опасаются, что Tiktok станет активнее продвигать авторов, которые сотрудничают с ByteDance, и занижать показы остальных. 

Офис ByteDance в Пекине. Источник: Deccan Herald
Офис ByteDance в Пекине. Источник: Deccan Herald

Итог

Tiktok подарил нам любопытный формат книжных рекомендаций, благодаря которому читательская аудитория неизменно растет. 

Сложная литература редко завоевывает популярность в Tiktok, но в этом нет ничего страшного. Почему бы не почитать простую душещипательную историю, когда есть настроение поплакать? Классика и серьезная проза — это здорово, но литература ими не ограничивается.

Кроме того, юных читателей часто привлекают не самые утонченные произведения, но со временем их вкусы меняются. Многие из нас начинали свой читательский путь с «Сумерек» и «Голодных игр», и ничего в этом страшного нет! 😁

Tiktok подарил известность авторам, чьи работы давно преодолели свой пик продаж или с самого начала продавались из рук вон плохо. Популярные Tiktok-писатели — это огромная и очень увлекательная тема, которую я собираюсь осветить в отдельной статье. 

———————————————

Спасибо, что прочитали!

Я попыталась осмыслить феномен книжного Tiktok и подготовить себя к знакомству с автором, который стал популярен благодаря этой платформе. Отзывы на его работы невероятно противоречивые — буквально от любви до ненависти — и мне уже не терпится составить свое мнение!

———————————————

❓Смотрите ли вы короткие ролики о книгах? Как относитесь к такому формату книжных рекомендаций?

❓Что для вас важнее: увлекательный сюжет или яркие эмоции во время чтения?