ГРМ (он же ремень привода газораспределительного механизма) обеспечивает синхронную работу распределительных и коленчатого валов.
В результате рабочие такты мотора четко совпадают: клапаны открываются и закрываются именно в тот момент, когда поршень оказывается в соответствующем положении.
При воспламенении топлива в цилиндре поршень направляется вниз и проворачивает коленвал, который, благодаря ремню ГРМ, одновременно вращает распредвалы, а они, в свою очередь, отвечают за работу клапанов. В результате впускные клапаны закрываются и открываются только тогда, когда поршень встает на свое определенное место. Тот же принцип действия распространяется на все четыре такта, и, если он нарушен, мотор работает с ошибками: вибрирует, запускается не с первого раза, теряет мощность и прочее в том же духе.
Причина этого кроется в том. что ремень ГРМ растянулся – его зубья начали перескакивать на шкивах и больше не встают в нужный паз.
Самый негативный сценарий
Он наступает в том случае, когда ремень ГРМ все-таки оборвался. Тогда клапаны остаются на месте, но коленвал вращается по инерции, продвигая поршни вверх. Почти всегда при этом поршни и клапаны выходят из строя почти, однако еще хуже, когда повреждения касаются коленчатого вала, головки блока цилиндров и самого блока цилиндров.
В общем, обрыв ремня чреват долгим и дорогим ремонтом. Правда, есть моторы, в которых предусмотрены поршни со специальными выемками, за счет чего соприкосновение с клапанами исключается. Тогда достаточно будет поменять ремень – и дело в шляпе.
Как узнать, что ремень ГРМ надо менять?
На глаз определить, в каком состоянии находится ремень, получится не всегда: во многих автомобилях его скрывает специальный кожух, так что придется разбирать. Для начала обратите внимание на то, как работает мотор: если нестабильно, стоит как минимум проверить ремень ГРМ.
Итак, на какие симптомы опираться, чтобы не допустить обрыв ремня ГРМ:
1. из-под капота слышны щелчки и подозрительные тикающие звуки,
2. из выхлопной трубы идет дым;
3. из-под кожуха вытекает масло или охлаждающая жидкость.
Отметим, что эти признаки могут указывать и на другие проблемы. Но даже если износ ремня тут ни при чем, заехать в сервисный центр точно стоит.
Главные ориентиры, позволяющие оценить состояние ремня, – это пробег машины и время, которое прошло с крайней замены. У каждого авто эти показатели свои, в зависимости от марки и модели мотора они разные, так что читаем инструкцию и придерживаемся заводских рекомендаций.
Так, у Lada Vesta этот срок составляет 90 000 км, как у «Логана» с «Аутлендером». У Audi A4 – 120 000 км, у Chery Tiggo 5 в два раза меньше – 60 000 км.
В моторах УАЗ, KIA, Hyundai, Toyota, Mazda и BMW используются не армированные резиновые ремни, а металлическая цепь – она долговечнее: в некоторых случаях менять ее вообще не потребуется, в некоторых – до замены нужно пройти целых 150 000 км.
Как поменять ремень ГРМ?
Вы можете взять ситуацию в свои руки и справиться собственными силами, но это будет непросто. Придется частично разобрать мотор и навесное оборудование, ювелирно отрегулировать натяжитель и точно сопоставить все метки на шкивах. Поэтому, если раньше вы этим не занимались, мы не рекомендуем начинать сейчас и учиться на своем автомобиле. Каждая ошибка с вашей стороны может быть фатальной для мотора, тогда ремонтировать придется и его.
Лучше заехать на СТО: в авторизованном сервисном центре сделают все, как надо. Мастера знают стандарты производителя, плюс, дадут гарантию на выполненные работы.
Еще один важный момент: по возможности не экономьте на комплектующих. Лучше брать оригинальные запчасти и менять комплект полностью: ремень, ролики, болты и помпу антифриза. Эти составляющие могут меняться в зависимости от модели мотора.
Чек-лист: как предотвратить обрыв ремня ГРМ
• ориентируйтесь по инструкции к автомобилю и рекомендациям завода-изготовителя. Советуем придерживаться указанных интервалов по замене ремня ГРМ.
• если вы ездите не так часто и по километрам срок замены еще не подошел, однако с момента предыдущей замены прошло больше 5 лет, не поленитесь проверить ремень на СТО.
• лишние шумы из-под капота, подозрительная течь масла и клубы дыма из трубы — все это должно настораживать: возможно, ремень ГРМ чересчур изношен. Если мотор заводится с трудом и работает неровно – это почти всегда говорит об износе ремня.
• не экономьте на важном: старайтесь менять ремень в официальном сервисном центре с использованием качественных запчастей.