Эти фотографии — из архива Свердловской области. Все они были оцифрованы с фотографических пластин. К сожалению, фамилии фотографов и координаты съёмок не сохранились. Но всё равно снимки очень живо показывают быт коренных народов Севера.
Я отобрала наиболее интересные фотографии, которые удивляют и вызывают некоторые вопросы.
К фотографиям, сделанным в 19-м веке, добавила свои, которые сделала в 2020 и 2021 годах. Можете сами сравнить, насколько изменился (или нет) быт оленеводов на Ямале.
Женщина-ненка и её ребенок в люльке. Тут интересно, что люльку с жестким каркасом вешали на спину с помощью ремешка из оленьей шкуры. Да-да, прям как современные эрго-рюкзачки и слинги. Только вот штука это довольно тяжёлая даже без ребенка.
Кстати, и сейчас во многих семьях используют точно такие же люльки. Сама видела несколько раз.
А вот более типичная сценка — обычная семья оленеводов за трапезой. Стол на низеньких ножках, все сидят на полу, а женщина держит на руках традиционную люльку с младенцем.
Ещё на переднем плане виден котелок на большом крюке. Здесь мне в глаза бросились белые (фарфоровые?) чашки и тарелки.
А вот это фото тоже вызывает много вопросов. Кажется, что одна девушка ищет у другой паразитов в волосах. Но... Дело происходит зимой. Зимой в тундре -30 °С, и когда я там была, мне говорили, что при таких температурах нательные паразиты просто не выживают. Тогда что происходит на фотографии?
А вот тут всё обычно и понятно: два чума, собаки, нарты с дровами, взрослые, дети. Удивительно, но сейчас стойбища оленеводов выглядят совершенно так же.
Семейный портрет на фоне чума. Детей у ненцев всегда было много, ведь это помощники по хозяйству.
Тут тоже довольно интересно. Обычная семья ненцев в чуме. Но меня очень смущает тень от жердей. Такое ощущение, что снимали в чуме без одной из стен.
Хотя если сравнить предыдущую фотографию и ту, что ниже, всё становится на свои места. Скорее всего, оба кадра сделаны в одно и то же время, и семья просто позирует в недостроенном чуме, чтобы фотограф мог снимать с нормальным освещением.
А вот этот снимок вызывает у меня довольно много вопросов. Мужчины тут в традиционной одежде ненцев, но при этом на заднем плане видны обычные избы, а не привычные чумы. Мужчины явно привезли тушу медведя. Но что за люди в масках стоят на заднем плане?
Предположу, что это ненцы-охотники, которые привезли добычу в посёлок на ярмарку (отсюда и маски). А вы как думаете?
Короче, очень занимательная фотография, хоть и немного жутковатая.
Больше историй о жизни оленеводов в 21-м веке читайте в блоге: https://dzen.ru/liseykina?tab=articles